Театральная студия в Анновском доме культуры работает с 2015 года. Три творческих коллектива «Ералаш», «Экспромт» и «Тандем» — это кладезь идей и неиссякаемого творческого потенциала. Руководит ими Светлана Колесникова.
«Почему именно студия? Кружок имеет узкую направленность, когда выбран определённый жанр, с которым работают артисты: миниатюра, любительский спектакль, мюзикл. Театральная студия — это более широкое понятие. Здесь, помимо актёрского мастерства, воспитанники получают уроки сценического движения и пластики, хореографии, хорового и сольного пения», — раскрыла главную особенность анновского театра Светлана Колесникова.
По своему первому образованию она педагог-организатор, постановщик театрализованных представлений. По второму — постановщик культурно-досуговых программ и массовых представлений.
«Сначала у нас появился взрослый коллектив, который называется «Экспромт». Мы начинали с музыкальных спектаклей, театрализованных концертов. Вообще, для Корочанского района нами выбран необычный способ работы: мы показываем зрителям концерты как единое театрализованное действие с погружением в атмосферу. Они с нами переживают начало, кульминацию и, естественно, финал. Конечно, нам хотелось иметь свою изюминку. Но ещё больше — чтобы нас понял и полюбил зритель», — продолжила руководитель театра.
Своей цели артисты театра добились, и теперь на каждой премьере в Анновском доме культуры аншлаг. Жителям нравятся необычные представления: юмористические и серьёзные. Многие сравнивают выступления местных талантов с постановками именитых театров. Для анновцев прежде всего важна зрительская оценка, одобрение их творчества.
Вначале артисты были скованны и зажаты, с трудом подавляли в себе страх сцены. Первая постановка, с которой «Экспромт» выступил перед односельчанами, называлась «Деревенский детектив, или Дело о пропавшей Наташке».
«Зрители были поражены нашим выступлением, формой постановки, но все остались довольны. Со временем начинающие артисты вошли во вкус, стали чувствовать себя увереннее, освоили новые роли. Первое время у нас не было названия. А наша участница Татьяна Гаврилова предложила: «Коллектив образовался спонтанно, поэтому назовём его «Экспромт»», — рассказала Колесникова.
Он участвует в фестивалях и конкурсах. На международном фестивале «Наше время», который проходил в Белгороде, студия стала лауреатом первой степени.
На премьерных выступлениях малыши, словно заворожённые, наблюдали, как взрослые выступают на сцене. Светлана Анатольевна поняла, что пора создавать детский театр, ведь он помогает малышам оказаться в сказке, позволяет им на время превратиться в любимых персонажей.
«»Ералаш» оказался не менее востребованным. У него есть своя аудитория. Театр — это многожанровый вид искусства. Он учит ребят работать в команде, вырабатывая чувство локтя товарища, развивает мышление, воображение, раскрывает индивидуальность каждого ребёнка. Дети преодолевают боязнь сцены, дружат, переживают друг за друга», — отметила Светлана Колесникова.
Большую помощь и поддержку детскому коллективу оказывают родители, несмотря на свою загруженность работой, они помогают в поездках, сами делают костюмы для постановок. Колесникова подчёркивает, что взаимодействие родителей и театральной студии является эффективной формой сотрудничества, позволяющей проводить больше времени вместе.
Хороший педагог — он же друг и наставник для ребёнка. Самый главный секрет успеха в организации театральной студии — это увлечение и любовь к театру самого педагога. Только искра педагога сумеет разжечь огонь интереса у ребёнка. Его внимание будет приковано к наставнику, который использует разные методы общения, мимику, жесты. Педагог‑театрал своим примером вдохновляет детей. Именно так преподаёт маленьким артистам Светлана Анатольевна. Прежде чем приступить к репетициям, она до мельчайших подробностей разбирает с детьми каждую роль, говорит о чувствах персонажей. Первой постановкой у «ералашей» был спектакль «Золотой ключик».
«Есть у нас свои традиции. После каждого выступления я пеку большую пиццу. Мы пьём чай и обсуждаем наши ошибки или, наоборот, успехи, разбираем выступления других коллективов. Причём дети сами анализируют, размышляют, делятся впечатлениями», — подчеркнула руководитель.
Самый молодой из трёх коллективов — семейный театр «Тандем». Он образовался в 2017 году. Первоначально в нём играли Светлана и её дочь.
«На областной фестиваль семейного творчества мы подготовили номер по стихотворению Анатолия Молчанова „Тихвин, 14 октября 1941“ о детях, которые гибли в Ленинграде в Великую Отечественную войну. Сняли видео. Специально искали очень старую колыбельную песню, которую мамы пели своим детям именно в то время. Миниатюра длилась восемь минут. Впервые на сцене мы её показали в Белгородском государственном центре народного творчества на фестивале семейного творчества «Радуга талантов» и стали победителями», — рассказала Колесникова.
На достигнутом в Анновском доме культуры не остановились и отправили видео в Москву на всероссийский фестиваль семейного творчества «Сказка приходит в твой дом», президентом которого является академик Национальной академии кинематографических наук и искусств, лауреат Государственной премии России, актриса Ольга Будина.
«Мы получили колоссальный опыт, когда общались с коллективами из Турции, Чечни. Подружились с театральной семьёй Юсуповых из Крыма. У нас появились новые друзья из разных уголков России. Мы посетили великолепные мастер-классы. В жюри сидела семейная пара — ректор института имени Бориса Щукина Евгений Князев и его супруга, завкафедрой Елена Дунаева. Нам провели экскурсию по вузу. Мы посетили уроки сценической пластики и речи. Лекции о театре нам читал Павел Любимцев — заведующий кафедрой актёрского мастерства. В общем, люди-легенды. Из Москвы мы привезли грамоты и дипломы, получили незабываемое впечатление от поездки», — поделилась воспоминаниями Колесникова.
После возвращения домой «Тандема», вдохновившись творчеством артистов, семья Екатерины и Сергея Ковалёвых тоже стала заниматься театральным искусством. В 2018 году анновцам снова пришло приглашение из Москвы.
«Екатерина Ивановна привезла диплом за лучшую роль мамы. Она не только прекрасная мама в жизни — у неё пятеро детей, но и на сцене. Столичное жюри она покорила своим позитивом, заботой и добротой. Мы посетили курсы обучения театральному искусству в Щукинском институте. Знаете, такие поездки полезны не только взрослым. Для детей — это огромный шанс показать себя, сменить обстановку, насладиться эйфорией выступления на подмостках столичной сцены, увидеть и открыть для себя что‑то новое», — отметила Колесникова.
В этом году коллектив снова расширился. В его состав вошли Александр Бакуменко и его сестра Виктория.
Светлана начала свою трудовую деятельность с профессии хореографа. Она училась в Белгородском колледже культуры и искусств, но через пару лет перевелась на заочную форму обучения.
«В Доме культуры я проработала хореографом больше 10 лет. Тогда у меня было три танцевальных коллектива. Опыта не хватало, потому что по этой специальности я окончила всего два курса. Детям я могла дать только те знания, которыми обладала сама», — рассказала о себе Колесникова.
В один момент она кардинально изменила свою жизнь, ушла на другую работу. Новый творческий подъём у Светланы Анатольевны начался, когда спустя время она вернулась в культуру.
«Это моя жизнь. Я стала трудиться по своей специальности — постановщик театрализованных представлений. С этого времени мы как раз и начали бурную театральную деятельность. Три наших коллектива действующие. А наградами и достижениями мы подтверждаем свою профпригодность. По возможности посещаем разные фестивали и конкурсы. Хочу сказать большое спасибо начальнику управления культуры и молодёжной политики администрации Корочанского района Владимиру Лопину, директору Корочанского районного дома культуры Ирине Гатиловой, потому что они в нас верят и поддерживают», —продолжила Колесникова.
Светлана сама пишет сценарии постановок, выступает на сцене. Она признаётся, что на репетициях добивается максимальной правдоподобности от игры актёров, пока сама не поверит им.
«Это должна быть действительная жизненная ситуация, конкретный момент времени. Мы, артисты, просто обязаны погрузить зрителя в действие, происходящее на сцене. Если этого не произошло, значит, мы что‑то не доработали. В Мальцевском доме культуры театральный кружок ведёт Антонина Рогозина. Именно благодаря ей я окунулась в увлекательный мир театра, полностью и всепоглощающе. Она была моим наставником и дала мне много практических знаний. Бок о бок мы работали лет пять. Она научила меня искренне любить театр», — добавила Колесникова.
На одном из театральных фестивалей в Грайвороне «Экспромт» показал постановку «Бабоньки». Анновцы победили в номинациях «Лучший спектакль», «Лучший актёрский состав», «Лучшая женская роль». Специально для них учредили премию «Лучшая женская роль второго плана».
«Её получила депутат Анновского сельского поселения, член фракции партии»Единая Россия» Мария Кладиёва. Она настолько ярко сыграла девушку-школьницу, что жюри не осталось равнодушным. «Бабоньки» стали для нас самой сложной постановкой. В ней рассказывается о тяжёлой жизни женщин-колхозниц в годы войны, когда они остались работать в тылу. Когда мы первый раз читали сценарий, рыдали все и думали, что никогда не сыграем такую постановку. Мы всегда ставили комедии, у нас даже диплом есть «За сохранение традиций комедийного жанра». А тут драма!», — вспоминает Колесникова.
Артисты приступили к репетициям. Многие роли сначала не давались, потому что в мирное время очень сложно представить трагическую судьбу героев, понять и передать их чувства и эмоции.
«Тогда мы начали опираться на собственные переживания, находить сравнения. У актёра есть конкретная задача: прожить в душе судьбу своего героя и воплотить его на сцене. Я играла роль Степаниды, глубоко несчастной женщины, представляла горе этой женщины, завидовавшей своей коллеге-колхознице Ольге — успешной, замужней, у которой были дети, уважение односельчан. Она была бригадиром, потом в годы войны стала председателем. Когда мы выступали на сцене, зал замер. Зрители вместе с нами плакали, страдали… Люди приходят в театр, чтобы получить эмоции. И если человек их испытает однажды, он снова и снова будет возвращаться», — рассказала Светлана Колесникова.
Декорации дополнительно создают образ того места и времени, в котором происходит действие спектакля. И этому обязательному атрибуту своих постановок анновские театралы уделяют немаловажное значение. Для спектакля «Бабоньки» они принесли из дома настоящее сено. Аромат скошенной сухой травы быстро разошёлся по залу в считанные секунды, погружая зрителей в реальность.
Ради этого стоит долгими часами репетировать спектакли, снова и снова повторять реплики и в конце концов выходить на сцену и радовать аудиторию творчеством.
«Без зрительского признания не будет коллектива. Если актёр не дарит зрителям своё мастерство и не получает от аудитории никаких эмоций, очень сложно говорить о дальнейшем развитии. На курсах повышения квалификации нам начитывают лекции, но это 20% успеха, нужна практика. На конкурсах и фестивалях можно увидеть, чем живёт Белгородская область, каждый дом культуры», — отметила анновский постановщик.
«Мечтаю, чтобы в Корочанском районе было уделено должное внимание театральному искусству, вернулось то время, когда походы в театр были семейным досугом, настоящим, ярким праздником. Я думаю, жителям было бы интересно ходить на премьеры. Пусть сначала будет 20 человек, но, главное, чтобы они получили наслаждение от увиденного, поделились впечатлениями со своими соседями, друзьями и родственниками. А в следующий раз зрителей станет больше. У нас в районе замечательные театральные коллективы, и им есть что показать», — подытожила Светлана Колесникова.