Иван и Зинаида Ширяевы познакомились в середине прошлого века. Он из хутора Языково (сейчас это Яблоновское сельское поселение), она родилась и выросла в хуторе Спорном. Прожили вместе 61 год, нажили троих детей, шестерых внуков, и уже пять правнуков есть.
«Всего полтора километра разделяло наши хутора. Так что он близко невесту себе нашёл. Мне тогда 16 лет было, молодая совсем. А он меня на пять лет старше. Помню, мама ругала: ему жениться пора, а ты ещё погуляла бы. Вот он и перестал ходить ко мне. А через год смотрю — снова появился. И опять ко мне пришёл. Тут мы уже не расставались», — рассказала Зинаида Фёдоровна.
Ухаживал Иван Ширяев крепко: как придёт, всегда с гостинцем. То конфетку из кармана достанет, то ещё какой подарок. Так и возникла симпатия, которая с годами переросла в любовь.
«Мне в нём всё нравилось. Он и сейчас, видите, какой красавец. А молодой какой был, вообще! Всегда славился, в почёте был. Не пил, не курил», — нахваливает хозяйка дома мужа.
Зарегистрироваться сразу молодые не смогли — невесте ещё не было 18 лет. Но свадьбу решили справлять по всем обычаям. Наготовили еды, пригласили гостей… А ночью у Ивана умер дедушка. Свадьбу хотели было отменить, но потом решили всё‑таки праздновать.
«Отец Ивана тогда сказал: «Раз всё наготовлено — пусть у вас пьют, гуляют, танцуют, но чтобы у нас никакой гармошки не было». Но все понапились, да и забыли, что деда схоронили. Это ж свадьба была!», — с улыбкой вспомнила Зинаида Фёдоровна.
Жить стали у родителей мужа в Языково. Зинаида взяла на себя домашнее хозяйство, а Иван продолжил обучение. После сельскохозяйственного техникума поступил в харьковский сельскохозяйственный институт, выучился на агронома. После техникума три года семья жила в Афанасово, а потом снова вернулась в Языково.
«Много лет я проработал в бывшем спецхозе «Россия». Это самое большое хозяйство в районе было: около 15 тыс. гектаров пашни. Туда входили сёла Бубново, Короткое, Песчаное, Хмелевое, Яблоново. Трудился сначала бригадиром, потом начальником участка. Был и секретарём партийной организации, потом стал зампредседателя колхоза, через время — председателем исполкома сельского совета и продолжал работать в колхозе. До выхода на пенсию был старшим агрономом», — продолжил Иван Ширяев.
Зинаида Фёдоровна отвечала за дом, хозяйство. Были у семьи и коровы, и поросята, и овцы… А ещё утки, куры, гуси, индейки и, конечно же, большой огород. Люди, привыкшие к труду, не могут сидеть без дела. И до сих пор, несмотря на возраст, пара работает на земле и держит птиц.
Какое‑то время спустя супруги ушли от свекрови и свёкра, стали жить отдельно. Купили рядом небольшой домик, а потом отстроили свой. Большой, просторный. Жили-жили, но одним в селе стало трудно. Дети и внуки кто в Короче, кто в Белгороде, кто в Шебекино. Решили тоже перебраться в райцентр.
«Давно я искала хату в Короче. Похожу-похожу, похожу-похожу, приду по объявлению смотреть — такие развалюхи продают, что страсть божья! Думаю: что мне там делать в Короче? Тут у меня такой хороший дом, а я смотрю эти сараи заваленные, цены невыносимые. Брошу. Так шесть лет и ходила», — рассказала Зинаида Ширяева.
Подходящее жильё родителям помог найти сын Сергей. Он сам жил в доме на два хозяина, и тут сосед как раз решил продавать свою часть. Иван Фёдорович как узнал об этом, так и сказал: «Этот дом возьмём не глядя». Так и переехали в Корочу. Супруги довольны: и дети рядом, и молодым мешать не приходится.
Статистика браков и разводов в стране в последнее время не радует: восемь из десяти союзов в итоге распадаются. Ширяевы признаются: семья, дети — основное, что есть в жизни.
«Бывает, что и поругаемся… всякое может быть. Но семья — это основа, за неё надо держаться. Сейчас многие люди сходятся без ума и расходятся без ума. Надо уметь понимать и уважать друг друга», — поделились супруги секретом семейного счастья.
У Ширяевых трое детей: старшая дочь Любовь — индивидуальный предприниматель. Средняя Татьяна — бухгалтер. Сын Сергей работал в правоохранительных органах.
«Родителям мы, конечно, помогаем как можем. Стараемся брать с них пример. Что помогает им быть вместе? Наверное, любовь. Да и люди раньше были не такие. Это сейчас чуть что не так — расходятся. А надо искать компромиссы. Я желаю им счастья, здоровья и чтобы ещё они прожили столько», — рассказала дочь Любовь.
Богатую свадьбу, которая приходится на 61-ю годовщину совместной жизни, отмечали тихо, по‑семейному. Собрались все дети, внуки, родственники, сказали приятные слова в адрес четы Ширяевых.
«У нас это семейная традиция — отмечать все праздники, даты в кругу семьи. Собираемся когда на природе, когда дома. Места хватает. Вот в конце июня у внучки был день рождения, тоже отмечали все вместе», — продолжили супруги.
Решаем проверить, насколько хорошо муж и жена знают друг друга. Начали с простого:
— Зинаида Фёдоровна, какое у Ивана Фёдоровича любимое блюдо?
— Ой, да я всё ем… — начал было хозяин дома, но супруга уверила: «Борщ!»
— Тогда поделитесь рецептом?
— Запросто. Мы мясо не покупаем, у нас своё. Поэтому расскажу вам рецепт борща на утином бульоне. Отвариваем утку — половину или целую, чтобы бульончик крепенький был. На ½ утки — 5 л воды, варить 1,5 часа. Воду я не сливаю, просто пенку снимаю до тех пор, пока беленькая не пойдёт. Затем вынимаю мясо, крошу картошку, капустку, бурачок, лучок, морковочку… Всё предварительно пожарить. Я покупную томатную пасту не добавляю, у меня своя, сама закрываю. Могу и этот рецепт рассказать. Мою помидоры, кладу их в кастрюлю, на донышко чуть-чуть плесну водички. Затем ставлю на огонь, и потихоньку оно само там парится. Закипит — выключаю. Как остынет — надо протереть через дуршлаг. Из специй добавляю только соль, но если как сок томатный пить, тогда ещё перцем можно приправить.
В остальном — всё как обычно в борще. Я люблю со сметаной, могу зелени добавить, Иван Фёдорович — без.
— Зинаида Фёдоровна, как поддерживали супруга?
— Говорила, чтобы не расстраивался. Уморился — отдохни. На работе много причин понервничать — то сено где‑то недокосили, то доярки нет, то свинарка заболела. А всё начальник участка виноват.
— На семье не сказывалось?
— Ну как не сказывалось… Казалось, что такой и должна быть наша жизнь. А годы пролетели, не заметили как. Всё думали, вот тогда‑то нам будет лучше, вот тогда‑то будет лучше. А когда стало лучше — уже здоровья нет. Ровесников уже мало в живых осталось, у Ивана так вообще нет. Я говорю ему: «Это я тебя жалею, берегу, потому ты и живёшь», — смеётся хозяйка дома.
— А ездили вы куда‑нибудь вместе в путешествие?
— Ни разу. Да и когда? Зимой не поедешь: холодно, скотину не бросишь. А летом работы у них ой-ой-ой сколько. И за пределы области не ездили. Только в Корочу и всё. Даже в Белгороде не были почти что. Когда к свадьбе готовились, то ездили за продуктами. Ну Иван по работе ещё. А так, чтобы вместе отдыхать — такого не было.
— И на море никогда не были?
— Нет. Но я и не жалею. Воды я, например, боюсь. Даже когда иду по селу мимо пруда, меня какой‑то страх охватывает. Я о другом жалею: что жизнь прошла. А хоть бы ещё продлилась. И чтоб ты живой был, — отвечает Зинаида и с нежностью смотрит на супруга.
Спрашиваем у Ивана Фёдоровича, в чём секрет семейного счастья?
— Секрет тут один. Жизнь — очень сложная штука. Надо друг друга поддерживать, идти навстречу. Если спорная ситуация, кто‑то должен уступить. Не она, так я. Чтобы всё всегда гладко было — такого не бывает, мне кажется.
— Но он первый всегда со мной заговаривает. Предлагает мир. А то ведь я могу и ещё посердиться, — признаётся Ширяева.
Всё это время мы беседуем в гостиной. Супруги вспоминают годы, прожитые вместе, ностальгируют. Чувства их не угасли даже спустя несколько десятков лет.
— А ты скажи честно, была у тебя невеста в Короче, когда мы не встречались? — с улыбкой интересуется Зинаида.
— Да зачем она мне? — недоумевает Иван.
— Обманываешь?
— Ну как обманываю, если я в восьмом часу только заканчивал учиться! Потом пешком 13 км до дома. Потому что ездить не на чем было. Нас с Языково в Короче всего двое училось, да и то в разных классах мы были. И не всегда у нас одновременно заканчивались уроки. Так что не до невест мне было.
Зинаида Фёдоровна улыбается. А Иван Фёдорович продолжает:
— Главный секрет — это уступать друг другу. Сгоряча можно что угодно наговорить и что угодно сделать. Все проблемы, скажу я вам, начинаются, когда 60 лет тебе исполняется. То там заболит, то там. А до 60 какие проблемы? Живи да радуйся.