Василий Павлович Стешенко родился 20 ноября 1918 года в городе Короче. Образование: Харьковский электротехникум. Участник Великой Отечественной войны. В мирное время: связист, старший электротехник, затем станционный техник Корочанского узла связи, ветеран труда. Имел награды: орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», юбилейные. Пережил блокаду. Умер в 1986 году.
В годовщину освобождения Ленинграда «Ясный ключ» публикует воспоминания солдата и его заветы землякам. Материалы взяты из фондов Корочанского районного историко-краеведческого музея.
В 1934 году я окончил ФЗУ связи и работал связистом. В ряды Красной армии был призван в 1938 году, служил в Кронштадте, обеспечивая связью корабли, а затем был переведён в Таллин.
В августе 1941 года Балтийскому флоту было приказано вернуться в Кронштадт, так как немцы уже продвигались вглубь страны и флот мог погибнуть. К этому времени главный фарватер был заминирован и выйти кораблям по нему уже не представлялось возможным. Промерили глубины и нашли дополнительный неглубокий фарватер, но корабли имели большую осадку и не могли воспользоваться им.
И тогда в течение двух суток с помощью всех имеющихся земснарядов сумели углубить путь. Когда флот двинулся, первым пошёл крейсер «Киров», на втором судне находился командующий Балтийским флотом (1939–1947) вице-адмирал Василий Трибуц. Ведущий корабль, включив полный ход, поднял огромную массу ила, даже зацепил днищем дно, но всё же вырвался в море, расчистив таким образом дорогу следующим судам.
Когда вырвались из порта, все корабли построились в три кильватерные колонны. Но тут налетели немецкие бомбардировщики. Наша самоходная нефтеналивная баржа, на которой находился я и ещё 800 человек, была потоплена.
В открытом море нам пришлось находиться около трёх часов. Многие погибли, спастись удалось лишь некоторым. Я держался на воде с помощью случайно попавшегося мне бревна. Потом подоспел морской охотник, он подобрал всех живых. Нас долго приводили в чувство, потому что все переохладились, да ещё наглотались воды вперемешку с нефтью. Особенно было обидно, что гибель наших товарищей и многих военных судов была бессмысленной и неоправданной.
Ещё один случай из моей фронтовой жизни. Передовой группе связистов под моим командованием надо было устранить повреждение воздушной линии связи. Я залез на столб. И вдруг появляется на бреющем полёте немецкий самолёт и даёт очередь в мою сторону. Пули попали прямо в столб. Видимо, это раззадорило пилота, и он решается на повторный заход.
А каково мне? Одна мысль сверлит в голове — скорее восстановить связь! И как только немецкий самолёт начинает обстреливать меня снова, я разжимаю руки, выскакиваю из окошка и лечу вниз. Спасибо ребятам, которые догадались подхватить меня у земли.
В 1942-м я снова чуть не погиб. Меня с младшим сержантом Чистиковым во время вражеского артобстрела Кронштадта послали на восстановление линии связи. Мать честная, кругом взрывы, осколки, а мы ползём к месту обрыва провода. И вот уже нашли его, исправили, двигаемся назад. И тут очередной тяжёлый снаряд разорвался прямо перед нами. Мой напарник был тяжело ранен. А мне осколком задело руку, бок и ногу. В кармане у меня находился бумажник, который ослабил силу удара, так что раны мои оказались нетяжёлыми. Этот случай потом был описан в газете «Балтийский воин» в статье «Коммунист Стешенко». За выполнение этого задания я был награждён медалью «За боевые заслуги».
Тяжело пришлось переживать мне и моим товарищам блокаду Ленинграда. Из‑за постоянных артобстрелов и бомбёжек авиации связь приходилось тянуть в земляных укрытиях, а это огромные физические усилия. Снабжение же продуктами было очень слабым.
Но мы знали, что всем смертельно трудно. Поэтому старались как‑то обеспечить себя сами. Чтобы сохранить боеспособность, квасили капусту, которую выращивали тут же, в парках и скверах. Заготавливали хвою и настой из неё принимали по ложке три раза в день, чтобы не заболеть цингой. Кто‑то добыл горох вперемешку с толчёным стеклом. Ели и его, хотя наш врач очень ругался и просил, чтобы мы хотя бы лучше всё пережёвывали.
В 1944 году я был переведён в 125-й плавучий дивизион. Прошли мы Эстонию, Польшу и прибыли в Германию. Там и встретили Победу. Но демобилизовался я лишь в 1946 году.
Я участник Финской и Великой Отечественной войн. Испытал всю их тяжесть и ужас, видел смерть людей от оружия и голода, едва сам не погиб. Но если бы мне пришлось ещё раз пройти свой жизненный путь, я ни на секунду не усомнился бы в своём решении — встать на защиту своей Родины.
И становится невыносимо обидно и стыдно за тех, кто в настоящее время пытается принизить роль советского солдата в той страшной войне или, ещё хуже, сожалеет о том, что Германия потерпела поражение. Мол, побеждённые живут лучше победителей. Не верьте этим провокаторам! Мы защищали свою родную землю от врага, желавшего нас уничтожить. Мы не позволили поработить ни свою страну, ни государства Европы и выполнили долг перед Отечеством. Теперь судьба страны в ваших руках, наши дети и внуки. Решайте свои проблемы достойно.