Проблема аутизма в нашем мире приобретает всё большую актуальность, так как с каждым годом это заболевание диагностируют всё чаще. Самое важное — как можно раньше выявить его, ведь, как показывает опыт и исследования, чем раньше начата корректирующая работа и лечение, тем больше шансов у ребёнка быть максимально адаптированным к жизни в социуме.
Аутизм — это расстройство психического и психологического развития. Оно возникает при нарушении развития головного мозга. При этом наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения, а также ограниченные интересы и повторяющиеся действия. Ещё существуют расстройства аутистического спектра (РАС) — это когда симптомы и признаки аутизма выражены в меньшей (мягкой) степени.
Исследования ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2016 году показали, что на каждых 100 детей один будет болен. Получается, что 1% страдает аутизмом. Поэтому фактически в окружении каждого человека может встретиться человек с данным расстройством.
Рост случаев аутизма у детей вызывает серьёзные опасения, но до сих пор он никак не мотивирован. Учёные сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной-единственной причиной: генетический фактор, наследственность, сочетание вредных воздействий на организм матери во время беременности и родов, заболевания: менингит, фенилкетонурия, энцефалит, отравления ртутью/свинцом, позднее отцовство или материнство (в возрасте после 40 лет).
Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно, часто, даже несмотря на совокупность всех вышеуказанных факторов, рождаются абсолютно здоровые дети, а в других случаях, когда встречается всего лишь один фактор, ребёнок серьёзно болен. В настоящее время учёными ведутся исследования с целью выявить какие‑либо специфические биохимические маркеры (по аналогии с онкомаркерами), обнаружение которых сделает возможным предупреждение и предотвращение развития болезни.
Раннее начало симптомов: в 90% случаев аутичные проявления очевидны между первым и вторым годами жизни, поэтому раннее начало — это важный диагностический фактор. Для этого самый эффективный метод — проведение опросов всех родителей детей, возраст которых от 12 до 36 месяцев. Одна из самых простых, доступных и достаточно информативных методик — это M-CHAT-R (модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей, пересмотренный).
Но необходимо помнить, что M-CHAT-R не диагностический инструмент. Его результаты указывают только на необходимость обследовать ребёнка у профильных специалистов при наличии риска аутизма. Диагностировать аутизм может только психиатр. Если вас что‑то беспокоит в развитии вашего ребёнка, обсудите результаты опросника с доктором. Данный тест имеется в свободном доступе в Интернете, где его можно пройти в режиме онлайн. Кроме того, опрос при помощи данного опросника проводится в нашей больнице при посещении врача общей практики ребёнком соответствующего возраста.
Нарушение социальных отношений: нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства. Практически все аутисты не имеют эмоциональных привязанностей не только к своим сверстникам, но и к родителям. Типично нарушение зрительного контакта, непонятное использование имитаций и жестов в социальном взаимодействии, минимальная способность воспринимать невербальное поведение других.
Расстройство развития речи: при аутизме часто наблюдаются определённые нарушения развития, особенно ухудшение речи (она значительно задерживается или отсутствует). Более половины аутистов никогда не достигают уровня речи, достаточного для нормального общения, у других регистрируется опоздание её формирования с качественными нарушениями в ряде областей: бывает выразительной эхолалия, замена местоимений, нарушение интонации и речевой каденции. Аутичная речь искусственно спроектирована, наполнена бессмысленными, неестественно ясными, стереотипными фразами, непрактичными, часто совершенно непригодными для нормальной коммуникации.
Интеллектуальный дефицит: ментальное отставание — это наиболее распространённое сопутствующее расстройство, встречающееся примерно у 2/3 аутичных пациентов. Оно варьируется от глубокой умственной отсталости до средних норм интеллекта. Встречается синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра, при котором чаще всего наблюдаются средние и даже высокие нормы развития интеллекта. У 5–10% аутичных детей в дошкольном возрасте возможно проявление autismus savant (синдрома Саванта), характерного выдающимися способностями (например, музыкальными или художественными талантами, высокими математическими способностями, необычной механической памятью), несовместимыми с общим уровнем поражения. Однако только минимальный процент аутистов может использовать такие способности в повседневной жизни, большинство из них своими навыками пользуются совершенно нефункциональным способом.
Стереотипные поведенческие модели: типичной для аутизма является стойкая поглощённость одним или несколькими стереотипными, очень ограниченными интересами, компульсивным соблюдением конкретных нефункциональных процедур, ритуалов, повторяющиеся странные двигательные манеры (постукивание, скручивание рук или пальцев, сложные движения целого тела). У аутистов при работе с предметами, особенно во время игры, наблюдается ненормальный интерес к нефункциональным частям вещей или игрушек (ароматы, прикосновение, шум или вибрации, возникающие при манипуляции с ними).
В настоящее время специфического лечения аутизма не разработано. Единая причина заболевания не установлена. Отсутствие понимания о первоисточнике болезни не позволяет учёным создать уникальное лекарство, которое бы позволяло полностью излечивать малышей с аутизмом. Лечение этого психического заболевания проводится комплексно, с учётом возникших симптомов. Все методы лечения можно разделить на несколько групп: медикаментозное лечение, психологические консультации, поведенческая терапия для аутистов по программе АВА, общеукрепляющие оздоровительные процедуры, логопедические занятия, похвала как методика лечения.
Таким образом, аутизм — это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (всё воспринимается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком и слабостью чувства «я». Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребёнку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнёт его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны знать, что их ребёнок очень раним. Любое мимолётно сказанное взрослыми слово может стать причиной эмоциональной бури. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребёнком.