Ахаджан Алимов родился и вырос в Средней Азии, учился мореходному делу на Кавказе, работал водителем грузовика на Севере, пока в 2005‑м окончательно не обосновался на благодатной Белгородской земле. Именно здесь, в Корочанском ПАТП, он получил профессиональное признание.
«Внимание, пассажиры! Прибыл микроавтобус №959, следующий до Белгорода. Время отправления: 17 часов 20 минут», — громко оповестил диктор по автостанции, заодно напоминая о том, что билеты на объявленный рейс можно приобрести в кассе.
Белоснежный микроавтобус под управлением Алимова подъехал к платформе, где его ждали несколько пассажиров: люди неспешно заполняли уютный салон, рассаживаясь по своим местам. Именно этим вечерним рейсом чаще всего пользуются те, кто после работы возвращается из Корочи домой, в сёла. Вот и в тот день до Белгорода билеты никто не купил.
«Проходное, Алексеевка, Ломово, Дальняя Игуменка, — перечислил остановки на маршруте Ахаджан Алимов, вернувшись в машину из диспетчерской. — Может быть, по дороге подберём кого‑нибудь. Поехали?»
Удобно расположившись на двух передних сиденьях рядом с водителем, я приготовился к интересной поездке в областной центр и обратно. Люблю дорогу. В любом её виде и из окна любого транспорта. Поехали, конечно. Водитель повернул ключ в замке зажигания и, снявшись с ручного тормоза, плавно тронулся с места.
— А почему не стали моряком? — начал я разговор издалека, зная о том, что в середине 80-х годов Алимов учился в Бакинском мореходном училище. — Между морем и землёй выбрали сушу?
— Как не стал?! — удивился мой собеседник и с улыбкой добавил: — Я, между прочим, моторист 1‑го класса и матрос 2‑го класса. Правда, в море выходил только на практике, но ни дня не работал по специальностям. А сейчас я водитель 1-го класса, имеющий все категории, плюс кондуктор. Вернее, водитель-кондуктор. Четыре в одном, получается.
Десять лет Ахаджан трудится в Корочанском ПАТП. Начинал на российских пазиках разных модификаций, а три года назад пересел на американский «Форд». Сравнивая более манёвренную и удобную в управлении иностранную модель с родными ПАЗами, выбор однозначно делает в пользу отечественного производителя.
«Мне нравятся большие автобусы, душа к ним лежит, — объяснил водитель. — Пять лет отъездил в Короче на „Авроре“ (модель ПАЗа. — Прим.авт.), до этого на Севере сидел за рулём КрАЗа и МАЗа. Вот это машины! Но я люблю свою работу, поэтому не важно, чем управляю. Главное, чтобы всё было исправно».
Алимов выполняет три маршрута в Белгород и один — в сельский населённый пункт. Люди, дороги, дома, остановки, вокзалы, деревья, луга и поля — за много лет всё настолько примелькалось и стало привычным для глаз, что порой Алимов, оглядываясь вокруг, не сразу вспоминает, в Корочу он едет или Белгород. Но дорога домой, признаётся, намного приятнее.
— На этом участке каждую ямку знаю, каждый поворот и деревце, — сказал Алимов. — И даже без дорожных знаков помню, где какой скоростной режим установлен. Ну и в лицо пассажиров, конечно, знаю. Кому где выходить, тоже выучил за годы.
— Дорога между Корочей и Белгородом хорошая, ровная. Может, прибавим газу? — предложил водителю прокатиться с ветерком.
— А зачем спешить? По времени успеваю — и ладно, — охлаждилт мой пыл Ахаджан. — Не люблю скорость. Когда купили этот «Форд», решил проверить, на что он способен. Без пассажиров, разумеется. Выжал 140. Больше не хочу.
В Проходном вышел первый пассажир, и остальные, ехавшие прежде молча, вдруг оживились. Сожалели о том, что Пасха и все майские праздники из‑за коронавирусной инфекции прошли незаметно и тихо, без привычного шумного веселья и радости. Да и жизнь в связи с пандемией как будто сбавила обороты, притормозила ненадолго.
— На следующей неделе расписание автобуса не будет меняться? — спросила одна из пассажирок у водителя. — Позавчера хотела уехать из Белгорода на 14:00 — не было автобуса.
— Расписание прежнее. Когда отменят карантин, машины на маршрут добавятся, — успокоил Ахаджан. — Потерпите немного.
— Скорее бы.
Самое главное в работе водителя пассажирского автобуса — находить общий язык с людьми, считает Алимов, и стараться не конфликтовать. Люди — живой и гибкий материал, у каждого свои привычки, запросы и требования. «У вас слишком жарко». «А почему в салоне так холодно?» «Раньше нельзя было остановить?» «Мне надо было выйти ближе к тому зданию». Претензий за 10 лет работы Ахаджан Алимов наслушался столько, что впору, наверное, опять пересесть в кабину грузовика, а у него словно иммунитет выработался к подобным заявлениям.
«Моя задача — взять пассажира в точке А и благополучно привезти его в точку Б, — сказал водитель. — Если ко мне идут с добром, то и я добром отвечу. Бывают случаи откровенного хамства. Например, подобрал по дороге человека, а он, позже выходя на своей остановке, не удосужится заплатить за проезд. Ну скажи ты мне, что так, мол, и так, нет денег, можно ли потом отдать? Нет же — молча выйдет! Дети в этом смысле культурнее. Запрыгивают, бывало, мальчишки в автобус и сразу предупредят: „Дядь, довезёте до Ломово без денег?“ Довезу, конечно».
В Алексеевке провели рокировку — выпустили одного пассажира и приняли на борт нового. До Белгорода. Значит, на конечную приедем не вдвоём.
Несколько лет назад порадовал незнакомый дед. Войдя в алимовский пазик с баяном, пожилой пассажир за минуту перезнакомился со всеми попутчиками и решил отметить событие песней. Развернул меха от души. Да как заголосил на всю ивановскую, вернее белгородскую! Ахаджан, посматривая в зеркало заднего вида на лица пассажиров, подумал сначала, не мешает ли дед? Какой там! Люди, пока ехали из Белгорода в Корочу, пели в унисон с дедушкой, а выходя из салона, благодарили за весёлую дорогу.
«И мне было приятно ехать в такой праздничной обстановке, — с улыбкой рассказал Алимов. — Пусть поют, если хотят. Вспоминаю другой рейс, когда пассажиры за время в пути ни слова не проронили, потому что в салон вошёл мужчина с ротвейлером. Спросил его, есть ли намордник? Нет, говорит, но вы не беспокойтесь, он у меня спокойный. Доехали, действительно, спокойно — люди‑то не шевелились».
— Обращаете внимание на приметы в дороге? — поинтересовался у Алимова.
— Ни чёрную кошку, перебегающую шоссе, ни упавшее перед машиной дерево, ни какие‑либо другие суеверия всерьёз не воспринимаю, — ответил собеседник. — Главное, чтобы не сбить случайно животное. Тут я осторожен, притормаживаю и стараюсь избежать столкновения. А всё остальное — чепуха.
Зато верит Алимов в добропорядочность и милосердие. Сколько раз находил в салоне автобуса забытые телефоны, сумки, пакеты, другие личные вещи — всегда возвращал их владельцам, через диспетчера автостанции либо лично в руки. А однажды помог человеку преклонного возраста, которому стало плохо прямо в автобусе. Алимов привёз людей на конечную остановку в Белгород, все пассажиры вышли, а тот и встать не может. Вызвал машину скорой помощи, дождался приезда врачей.
— Пока люди находятся в автобусе, за их безопасность отвечаю я, — считает Ахаджан.
Время пролетело быстро и на обратном пути. Мы с Ахаджаном благополучно доставили единственного пассажира в Белгород и готовились отправиться в Корочу. В салоне четыре пассажира. Ровно в 18:30 автобус выезжает с территории областного автовокзала домой.
— Мне кажется или вы немного прибавили скорость? — спросил у водителя, обратив внимание на спидометр.
— Совсем чуть-чуть, в пределах допустимого, — рассмеявшись, ответил Алимов. — Домой ведь едем. Отдохнуть уже хочется, завтра рано вставать. В 6:20 первый выезд.
Примерно в течение пяти минут оба не разговаривали, наблюдая за исчезающей под машиной дорожной разметкой, обгоняющим и встречным транспортом, облачным небом. Вернее, небом любовался только я.
— Остановите у поворота в Сороковку? — попросила девушка водителя, нарушая воцарившееся молчание.
— Конечно, — отвечает Ахаджан и добавил после того, как открыл двери: — Через дорогу аккуратно. Всего доброго.
Недавно в городском парке Победы в Белгороде обновили Аллею Трудовой Славы. Региональные власти занесли на Доску почёта более 30 работников, добившихся высоких показателей в труде. Среди них — водитель-кондуктор Корочанского ПАТП Ахаджан Алимов.
— Не знаю, почему именно я удостоился такой чести, — удивился он, высаживая меня на автостанции. — У нас на предприятии много классных водителей, да и коллектив в целом хороший. Спасибо.
— Вам спасибо, Ахаджан Турдалиевич, — благодарю водителя, ступив на корочанскую землю. — Ровных дорог и приятных рейсов.
— Так и будет. Как ни крути.