Методическое объединение педагогов-психологов и социальных педагогов появилось в Корочанском районе несколько лет назад. Оно создано для их профессионального роста и самореализации, расширения спектра представлений о различных формах, техниках и технологиях работы с участниками образовательного процесса, обмена практическим опытом работы. С каждым годом количество участников объединения растёт. Руководит им педагог-психолог Афанасовской средней школы Юлия Бондарева.
Юлия родилась и выросла в Афанасово, окончила местную школу. О родном селе она отзывается с теплотой, ведь тут прошли её детство, отрочество и юность. Когда в старших классах нужно было определяться с выбором будущей профессии, она решила стать психологом. В семье такое желание дочери, но сама специальность вызывала сомнения.
«Мама хотела, чтобы я стала логопедом. Её мечту осуществила младшая сестра. Своё мнение я не изменила и после школы поступила в Белгородский государственный университет на факультет психологии», — рассказала Бондарева.
Из многочисленных разделов психологии она выбрала специальность «Психолог. Преподаватель психологии», которую в 2005 году только ввели на факультете. Это направление позволяло работать в школе.
«Интерес к педагогике у меня был от бабушки, которая много лет своей жизни посвятила учительскому делу. На выбор специальности повлияла и психолог Корочанской средней школы имени Д. К. Кромского Татьяна Денисова. Между нашими школами было налажено сетевое взаимодействие, в рамках которого она приезжала к нам и проводила разные тестирования и беседы. Глядя на неё, я думала: „Какая интересная работа у Татьяны Евгеньевны. Она помогает людям разобраться в проблемах, справиться с переживаниями, учит быть счастливыми“», — поделилась воспоминаниями собеседница.
Со второго семестра первого курса параллельно с лекционными занятиями у студентов университета началась практика. Каждую неделю их водили в крупные производственные организации города, детские сады и школы, областную и психиатрическую больницы, чтобы наглядно показать, чем конкретно занимается психолог. Наблюдать со стороны за работой профессионалов было нетрудно. Куда сложнее оказалось проводить собственные консультации.
«Педагогическую практику я проходила в Белгородском межшкольном учебном комбинате, где мальчики осваивали азы автодела, а девочки получали профессию швеи. Мне нужно было провести тренинг по сплочению коллектива», — вспомнила Юлия Бондарева.
Несколько дней она тщательно готовилась: разрабатывала концепцию занятия, подбирала разные упражнения для командного взаимодействия, раскрепощения членов группы, формирования благоприятного психологического климата внутри коллектива. Окончательно волнение Юлии Владимировны прошло, только когда тренинг закончился и она увидела результат своего труда: барьеры в общении между ребятами исчезли. Главная цель была достигнута.
В 2010 году дипломированным специалистом Бондарева пришла работать в Афанасовскую школу. У неё немало обязанностей:
«Я помогаю детям решать сложные вопросы, связанные с учёбой, какими‑либо личными переживаниями, познавать внутренний мир — свой и окружающих людей. Моя деятельность сконцентрирована не только на школьниках. Учителям даю рекомендации по работе с детьми. Также взаимодействую с родителями. Моя главная задача — сделать в школе максимально комфортную психологическую атмосферу для всех участников образовательного процесса».
Бондарева проводит консультации, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, профилактические беседы по разным направлениям. Работа с каждой возрастной категорией детей, отмечает Юлия Владимировна, имеет свои особенности. В детском саду и начальной школе остро стоят вопросы адаптации малышей к новой обстановке и условиям обучения.
«В средней школе у детей начинается переходный возраст. Сейчас условные границы наступления этого непростого периода сдвинулись. Если раньше пик приходился на 7–8-й класс, то теперь уже в пятом классе с учащимися можно начинать прорабатывать проблемы подросткового возраста. Для этих целей хорошо подходит такая форма работы, как беседа, арт-терапия. Мы разговариваем на темы здорового образа жизни, взаимоотношений с родителями и окружающими, учимся решать межличностные конфликты. Со старшеклассниками моя работа направлена на профориентацию. Также с ними рассматриваем вопросы неразделённой любви. Актуальной темой является психологическая поддержка школьников в период подготовки к экзаменам. Отдельным направлением в моей работе стало сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», — рассказала о своей деятельности Бондарева.
В этом году у Юлии появилось больше возможностей для занятий с учащимися. После капитального ремонта в школе оборудовали отдельный кабинет психолога. Созданные более комфортные условия позволяют проводить больше индивидуальных коррекционных занятий, консультативную и диагностическую терапию. Кабинет оснащён и необходимым инструментарием.
«Есть специализированная литература, психологические игры. Дети любят песочную терапию. К сожалению, в последнее время у школьников плохо развита мелкая моторика рук. Для её исправления хорошо подходят подручные материалы. Мы делаем поделки, на занятиях часто используем крупы и бобовые», — рассказала собеседница.
Психология не стоит на месте. Наука постоянно развивается, появляются новые направления и методики. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем, Бондарева регулярно проходит курсы повышения квалификации, посещает разные обучающие семинары. В этом году она получила диплом учителя-дефектолога.
«Психолог помогает людям в затруднительных ситуациях. И если взрослые в силу своего жизненного опыта в большинстве случаев самостоятельно справляются с возникающими трудностями, то детям в определённые моменты нужна поддержка квалифицированного специалиста, умеющего вылечить словом», — подытожила Юлия Бондарева.