Мария Борзых родилась в 1935 году. Как и многие сверстники, она рано познала тяжёлый физический труд и пережила период оккупации. Великая Отечественная началась, когда Марии было шесть лет, и ей, как и многим другим, пришлось вынести все невзгоды и лишения сполна.
Война стала суровым испытанием для девочки. Отца забрали на фронт. В село пришли захватчики, установили свою власть, стали хозяйничать. В доме, где жили маленькая Мария с братом и мамой, поселились немцы.
«Хатка у нас небольшая. Мама слегка протопит печь, и мы вместе сидим, греемся. Дров не было, вместо них использовали сухую траву. Когда пришли немцы, они прогнали нас с печки, да ещё и все вещи забрали», — поделилась воспоминаниями Мария Ивановна.
Соседствовать с незваными гостями было страшно. Фашисты в любой момент могли избить или выгнать из дома.
«Однажды чуть маму не сожгли. Стали растапливать печь. И за один раз использовали почти весь запас сухой травы. Мама попыталась их остановить, топить‑то нечем было. Немцы схватили её и собирались посадить на печь, мол, если обожжётся, значит, плита горячая», — рассказала собеседница.
В доме напротив, у тётки Марии Ивановны, немцы разместили свой штаб. Испуганные дети побежали туда и рассказали начальнику, что происходит. Немецкий офицер пожалел малышей. Он выгнал солдат из хаты, а маме приказал никого в дом не пускать.
После войны время было трудное, бедное. Борзых бросила школу и стала с мамой работать в колхозе. С утра до позднего вечера пололи кукурузу, свёклу. Трудилась наравне со взрослыми.
«Колхозникам тогда ставили трудодни, а тем, кто работал по наряду, давали паёк: то стакан муки, то зерно. Так и выживали», — сказала Борзых.
Сама, будучи человеком трудолюбивым, ответственным, она встретила такого же парня — Ивана, с которым создала крепкую семью. Они с Иваном Васильевичем вырастили четверых детей. После замужества пошла в колхоз «Рассвет» дояркой. Никогда не боялась тяжёлой работы. Муж Иван Васильевич был в колхозе скотником.
«Однажды пришёл ко мне председатель колхоза и позвал на животноводческую ферму. Сначала я ходила по наряду, а потом он предложил набрать свою группу», — продолжила собеседница.
Мария Ивановна согласилась. На одну доярку приходилось 24 коровы. Их доили вручную три раза в день, сами и ухаживали за животными.
Борзых добросовестно выполняла свои обязанности, у неё всегда были высокие надои молока. Передовую доярку хорошо знали в колхозе и районе. Ей выпала честь участвовать в выставке достижений народного хозяйства в Москве.
Спустя время Марию Ивановну перевели работать в новый коровник. Условия там были полегче:
«Доили животных аппаратами, были специальные поилки для воды. Корм раздавали с тракторов», — рассказала Борзых.
До самой пенсии Мария Ивановна трудилась на ферме. Вся её жизнь неразрывно связана с родным колхозом «Рассвет». Её неоднократно награждали правительственными наградами. Она имеет орден «Знак Почёта», занесена на Доску почёта Заяченского сельского поселения.
На заслуженном отдыхе ей не бывает скучно. В свободное время она плетёт коврики из старых вещей, вяжет варежки и носочки, вышивает крестиком. Марию Ивановну окружают любовью и заботой родные и близкие. Помогают дети, внуки и правнуки. Они её жизнь, опора и счастье.