Из родных мест Николай Рядинский надолго уезжал только в исключительных случаях: когда учился в Новооскольском совхозе-техникуме, а позже в Харьковском институте электрификации и механизации сельского хозяйства, и когда проходил срочную службу в армии. Как жить без малой родины и кормилицы-земли, он не представляет.
Возможно, я выбрал не самое удачное время для встречи со своим героем, приехав к нему в середине ноября, сразу после того как неожиданно выпал первый снег и ударили первые морозы. Почти 220 га полей, разбросанных по территории Бубновского сельского поселения, на которых он выращивает озимую пшеницу, ячмень и подсолнечник, оказались законсервированными под глубоким слоем ледяных кристалликов. Впрочем, и без белоснежных осадков чернозём в конце осени выглядит пустынно и непривлекательно. Но разговор всё равно получился душевным и долгим, потому что о жизни в селе и работе на земле Николай Рядинский говорит с любовью.
Мы на самой окраине села, где хозяин построил складские помещения, здесь же хранится сельскохозяйственная техника, а рядом кирпичный дом — офис, как называет его индивидуальный предприниматель. Он приглашает меня внутрь, заранее предупреждая, что в здании пока нет отопления, а значит, будет холодно. Ну и ладно. Зато урожай, наверное, радует.
«Так‑то оно так, с каждым годом урожайность растёт и сейчас приближается к средней по району, — ответил фермер на мой вопрос. — Тяжело было несколько лет назад, столько сил и денег пришлось вложить, чтобы подняться! Я ведь начинал в конце 2011-го, из техники — только сеялка и культиватор, к весне купил трактор МТЗ-82. И всё».
Сорок семь земельных паёв, арендованных у жителей Бубновского сельского поселения, действительно нуждались и в крепких заботливых руках, и в достаточном количестве единиц техники. С рабочей силой больших проблем не возникало — в хозяйстве Рядинского с первых дней трудится его односельчанин Юрий Морозов, позже к делу подключился старший сын Николая Вадим. А покупка тракторов, комбайнов и сельскохозяйственного инвентаря стала одной из приоритетных задач на ближайшие годы — нередко в кредит, на заёмные средства. И лишь недавно предприниматель спокойно вздохнул: теперь на балансе кроме мощных тракторов и комбайнов числятся и опрыскиватели, и разбрасыватели удобрений, и дисковые культиваторы.
— Все затраты, физические и материальные, окупили себя сполна, — объяснил Николай. — С каждым годом появляется больше свободных денег, на которые могу приобрести необходимое количество удобрений — не чтоб глаза замазать, а как положено, как делают агрономы в крупных агрохолдингах. Есть наконец возможность, брать хорошие семена, наука ведь не стоит на месте, учёные выводят новые сорта. Вот и мы развиваемся. То есть сейчас, когда нет потребности в покупке техники, уделяем внимание плодородию почвы, уходу за ней по всем правилам. И отдача чувствуется.
— А за новыми технологиями обработки почвы тоже следите? — поинтересовался я у фермера. — Что скажете о no-till, например? Применяете?
— Слежу, конечно, без этого нельзя, — ответил мой собеседник. — Я вам так скажу: что‑то из инноваций перенимаю, если вижу плюсы, в чём‑то замечаю лишь минусы. Мне нравится обрабатывать землю по‑старинке, то есть пахать, рыхлить пласт земли, поднимать его на поверхность. Считаю, что именно этот метод повышает урожайность и не требует вносить огромную массу удобрений.
Не только к земле воспитал он бережное отношение, но и к односельчанам, чьи нужды и хлопоты взял на себя однажды безоговорочно. Люди избрали Николая Рядинского депутатом земского собрания Бубновского сельского поселения, он представляет их интересы в Муниципальном совете Корочанского района. Хотя чаще всего помощь землякам оказывает на местах — огороды вспахать, траву покосить на сено, дорогу от снега зимой почистить, организовать совместно с администрацией сельского поселения работу по благоустройству территории. Это не в тягость, а по‑настоящему в радость, потому что быть полезным для него приятно.
«Бубново — небольшое село. Активных жителей, способных что‑то сделать и чем‑то помочь, мало, — рассказал Рядинский. — А я живу здесь. И поддерживать тех, кто нуждается в заботе, считаю долгом. С Юрием Морозовым сделали, например, купель на роднике, беседку для отдыха. Луг у нас есть, в прошлом году запрудили дамбу, запустили немного рыбы, хотим благоустроить у пруда место отдыха. Важно, чтобы люди видели: село живо».
О чём мечтает бубновский фермер и депутат? Совсем неудивительно, что самые главные помыслы Николая Рядинского связаны с малой родиной, с людьми, которые родились и выросли вместе с ним в одном селе. Он хочет, чтобы люди не уезжали из сёл, чтобы жили и работали на земле, чтобы холили и лелеяли родимую сторонку так, как это делали предки.
«Раньше в каждом подворье содержали коров, овец, поросят, птицу, а сейчас у нас в Бубново только три двора держат корову, — сокрушился Николай. — За счёт скотины когда‑то и дома строили, и детей учили, поэтому село дышало. Развалилось всё. Молодёжь уезжает, остаются лишь старики — им хоть бы за курочкой уследить. Стареет село. А я взялся за дело и буду идти вперёд. Надо и самому развиваться, и людям помогать».
Личное подворье Николая, кстати, пестрит, шумит и пахнет живностью. Здесь и кролики, и куры, и бычки, которых обязательно берёт на зиму. Однако особая любовь хозяина, привитая ещё родителями в детстве, — гуси. Их у него целых 50! Нравится ему, когда эти грозные водоплавающие выходят с выводком на прогулку, медленно отправляются на пруд, громко гогочут и шипят на прохожих. Аж душа радуется!
— Как сказал кто‑то из великих, «я люблю своё Бубново, потому что оно моё»! — подвёл итог Николай Рядинский, провожая меня.
— Великий имел в виду Бубново? — уточнил я на всякий случай.
— Нет, конечно. Великий имел в виду родную землю, я немного перефразировал. Жить надо на земле — вот в чём смысл.