Марии Николаевне Киреевой из села Яблоново 98 лет. За свою жизнь ей довелось многое испытать и увидеть: войну, разруху, голод и холод. Корочанка никогда не ругала судьбу. Покорно принимая выпавшие на её женскую долю испытания, она честно и добросовестно проработала весь свой долгий век.
С ранних лет она стала помогать родным. В 15 лет по вербовке уехала в село Озерки Курской области. Молодых свекловичниц объединяли в звенья. Вручную под палящим солнцем они пропалывали гектары посевов, а осенью убирали урожай.
«Когда началась война, мне было 18 лет, — поделилась собеседница. — Отца с братом забрали на фронт. Брат получил серьёзное ранение в ногу. Его комиссовали. Так всю жизнь и хромал. Всю мужскую работу выполняли женщины».
Они косили, вязали хлеб в снопы. В годы войны в Лозном, Кузькино, Яблоново, Шляхово вместе с подружками Мария рыла окопы, помогала строить блиндажи. Зимой на аэродроме площадки для самолётов готовили, расчищали снег.
«Лицо и руки леденели от холода, одежонка‑то плохенькая! Там немцы сильно обстреливали. Однажды как налетел вражеский бомбардировщик! Как начал стрелять! Мы врассыпную, кто куда. А две Фени, из Яблоново и Кругленького, погибли», — рассказала Мария Киреева.
На фронт забирали сильных и работоспособных мужчин. Один за другим они уходили защищать Родину. А поля в селе нужно было обрабатывать. Вот и стали юные девушки трактористками. Марию сначала назначили прицепщицей. Осень отработала, а зимой пошла на курсы, чтобы овладеть устройством стального коня и научиться на нём ездить.
«Механик обучал в Большой Халани. Каждый день по девять километров ходила туда и обратно, пока не выучилась. У нас тракторы были маленькие, колёсные. Я и сейчас их знаю на память, расскажу название каждой детали. Мы не только на них пахали и бороновали, ещё и таскали ими комбайны. „Коммунар“, „Сталинец“ тогда не могли двигаться собственным ходом, их нужно было буксировать. Но и эта техника облегчала труд сельского человека», — продолжила Мария Николаевна.
От больших объёмов работы агрегаты часто ломались. Ремонтировать их девушкам приходилось самостоятельно.
Долгожданное известие о победе она получила в поле за рулём трактора. Хлеб посеяли ещё в апреле, как только снег сошёл с земли и почва достаточно прогрелась. В мае показались первые ростки. В спешке, пока земля насыщена влагой, плохо засеяли между опорами радиолиний, остались прогалины. Бригадир отправил Марию исправлять ситуацию.
«Девки на волах привезли мне два чувала ячменя, я зерно засыпала в сеялку-одинарочку. Гляжу, со стороны Халани люди едут, песни поют, флагами машут. Кричат: «Бросай всё! Победа!» А как же я брошу? Украдут же! Так, пока зерно не посеяла, с поля не уехала», — продолжила Киреева.
Брат Марии Николаевны долго настаивал, чтобы она бросила работу в поле и перешла на более лёгкую. После пяти лет изматывающего ежедневного труда девушка согласилась.
Вернувшись с фронта Фёдор Тихонович Киреев устроился на работу в колхоз. Возил на подводе из Чернянки горючее для тракторов. Там и заприметил красавицу-односельчанку Машу. Сначала они просто общались, часто встречаясь на работе. А потом решил: надо жениться. Поговорил с родителями и уже на следующий день отец пошёл свататься. Будущим свёкру и свекрови скромная и работящая Мария понравилась.
«Позвали ближайших родственников на пропитушки. В 1948 году мы с Фёдором поженились. Вместе прожили почти 60 лет. Хозяин он был хороший, умный, мы никогда с ним не ругались», — продолжила делиться воспоминаниями Киреева.
Всю свою жизнь Киреевы проработали в колхозе, добросовестно и честно, как учили родители. Мария Николаевна после того, как ушла из трактористок, устроилась на молочную ферму. Трудовой день доярки начинался с утренней дойки в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером. В те далёкие годы всё делали вручную, а приходилось ведь не только коров доить. Нужно было и корма раздать, и убрать, и телят напоить.
В дружной семье всегда царили любовь, взаимопонимание и отзывчивость, особенно ценилось трудолюбие. Фёдор Тихонович и Мария Николаевна сами работали не покладая рук, вели большое домашнее хозяйство, прививали любовь к труду и своим детям. Сын и дочь — отрада Марии Николаевны — сейчас живут в Белгороде. Они каждый день созваниваются с мамой, интересуются её здоровьем. А в выходные обязательно приезжают в гости.
«Мне повезло. Дети выросли хорошими людьми. У меня восемь внуков и пять правнуков, которые тоже окружают меня заботой и вниманием, обеспечивают всем необходимым. Все обо мне беспокоятся. Не бывает и дня, чтобы мне кто‑нибудь не позвонил», — с гордостью говорит о своих родных Киреева.