Почему, однажды решив стать медсестрой, Ирина Каташина остаётся верна своему любимому делу
Супруги Каташины обосновались в пригороде Белгорода в селе Ячнево. Вячеслав, уроженец города Арзамас, трудился на городских пассажирских маршрутах, управляя автобусом. Александра, выросшая в сельской местности среди корочанских садов, работала в медицинской сфере. Здесь у счастливых родителей появилась первая Ира. Их намерения стать жителями областного центра были в романтических мечтах. Но часто судьба по‑своему корректирует планы и желания. Так получилось и у молодой четы, решившей изменить свою жизненную программу и переехать на малую родину жены в село Поповку.
«Папа работал заведующим гаражом, мама акушеркой, потом в совхозной бухгалтерии, в отделе кадров. Среди садов прошло моё беззаботное детство. После окончания средней школы, поступила в Белгородское медицинское училище имени Виноградской. Студенческая жизнь пролетела быстро, и я вернулась в родные места специалистом, хотя была возможность устроиться в любую из городских больниц или поликлиник, — рассказывает Ирина Вячеславовна. — Посчитала, что здесь моё место и нисколечко не жалею. Мне нравится моя работа, люблю своё село».
В день профессионального праздника среднего медицинского персонала, который отмечается 12 мая, в районной больнице в торжественной обстановке провели чествование своих работников и организовали конкурс. Его участницей стала и участковая медсестра Поповского офиса врача общей практики Ирина Каташина. Безапелляционное жюри по итогам всех этапов признало её лучшей медсестрой 2021 года. В своей презентации победительница в стихотворной форме чётко и ёмко ответила на вопрос, почему она выбрала делом жизни сферу медицины. «Когда настало время мне решать, каким же делом в жизни заниматься? Мне не пришлось, вздыхая выбирать, я точно знала, хоть и было мне семнадцать. С тех пор немало пролетело лет, и можно было бы сто раз всё изменить. Но как сомнений не было, так их и нет, хотела людям жизнь я подарить. Больше всего я на свете хочу, чтоб были все люди здоровы. И я довольна тем всегда, что дав однажды клятву Гиппократа, её не нарушала никогда…»
«Родные не верили, что я смогу работать в медицине, о которой мечтала с ранних лет. К окончанию школы советов родственники давали много, одни хотели меня видеть на педагогическом поприще, желанием папы было, чтобы я стала кулинаром. Но в своём выборе я была непреклонна, и он оказался верным. Возможно, так предопределено судьбой, а может мой выбор стал результатом детского восприятия моментов наблюдения за мамой, которая, бывало, брала меня на вызовы. Я видела, с какой заботой она осматривала детей, выполняла патронажные или лечебные процедуры, с какой надеждой смотрели на её действия благодарные родители маленьких пациентов, — делится фактами личной биографии собеседница. — И вот уже сама 32 года помогаю односельчанам бороться с болезнями. Работа интересная, нравится. Испытываешь приятные чувства, когда отступают недуги, когда удаётся облегчить болезненные симптомы человеку, когда появляются радость на лицах и надежда на выздоровление у пациентов. С личным временем, погодой считаться не приходится — болезнь просрочки не терпит».
«Мама, когда я поступала в училище, говорила: «Ну, куда ты идёшь? Не знаю, как ты будешь работать, когда сама уколов боишься». Так оно и было. В начальных классах при массовых школьных вакцинациях она отпрашивалась с работы и специально приходила в школу, чтобы держать меня во время инъекции, — смеётся участковая медсестра. — Потом выявились и другие факты противоречия моего выбора профессии. Во время учёбы повели нас в хирургическое отделение больницы показать, как делаются послеоперационные перевязки. Зашли мы группой в палату, только стала медсестра снимать бинты и показалась рана, я сразу почувствовала себя плохо, девчонки-однокурсницы помогли мне выйти в коридор. А в морг тоже побоялась зайти, все пошли за патологоанатомом, а я осталась в тамбуре. Вот с такими задатками и особенностями характера пришла я в медицину. Но пересилила свои слабости, привыкла с годами к таким особенностям нашей профессии. Только вот нельзя привыкнуть к чужому горю и боли, в душе переживаешь страдания каждого пациента. Тем, очевидно, и отличается сельская медицина: здесь всех знаешь, ежедневно видишь, общаешься, многие выросли на твоих глазах. Тут все свои».
Теоретический курс врачебных дисциплин будущих медиков подкреплялся практикой в лечебных учреждениях. Ирина Каташина проходила её в Новослободской сельской больнице сестринского ухода. Там она неуверенной рукой сделала и свой первый укол. Под руководством внимательных и отзывчивых наставников научилась правильно выполнять процедуры, делать перевязки ран, освоила другие практические навыки выбранной профессии.
«Приехали мы на практику вчетвером, все девчата были корочанские. Предполагали, что будем потихоньку делать укольчики, накладывать повязки, осваивать правильное ведение медицинской документации. А нас сразу распределили по сменам с полным объёмом обязанностей, предоставили, как говорится, самостоятельность. Дежурили по суткам с опытными медсёстрами. Из Поповки на работу ездила рейсовым автобусом. На второй моей смене умерла старенькая бабушка. Вот тогда и пришлось мне переступить через свои страхи и выполнять все указания старшей коллеги. Хорошие были женщины, добрые, подсказывали, терпеливо объясняли, всегда давали дельный совет, — задумчиво произносит Ирина Вячеславовна. — Вспоминается мне та практика и ещё запахом мази бом-бенге, долго он преследовал меня, казалось, что им пропахло всё. А сколько шприцов пожгли по своей беспечности? Молодым это присуще, поставим стерилизовать, и, бывало, забудем, потом чистим. Тогда разовых не было, пользовались стеклянными. Их‑то с иглами и кипятили после каждой инъекции».
«За долгие годы много пришлось повидать в медицинской практике. Было достаточно и интересных случаев. Я только начинала работать. Среди ночи раздался звонок домашнего телефона. Акушерка Любовь Дурнева попросила сопроводить с нею роженицу в районную больницу. Водитель Анатолий Алексеевич Чернов завёз нас в медпункт, где мы быстро собрали необходимые инструменты и принадлежности на случай, если придётся принимать младенца в дороге. Любовь Егоровна мне напомнила: «Не забудь ножницы». Они специальные акушерские для пересечения пуповины. Я взяла их. Забрали из дома пациентку и повезли в роддом. Я всю дорогу читала молитву, прося у Бога, чтобы в пути ничего не случилось. Время шло на минуты, но всё обошлось нормально, успели. Услышали и крик новорождённого, нам сказали, что роды прошли благополучно. Приехали мы домой, а я так и просидела всю дорогу в Корочу и назад с ножницами в руке. Любовь Егоровна увидела их и стала забирать, а я не пойму, что она от меня хочет, — задорно смеётся Ирина Вячеславовна. — Опыт, сноровка приходят с годами. Скучать некогда — процедуры, анализы, справки, рецепты и другие ежедневные обязанности не дают сидеть на месте. Работы прибавилось с появлением эпидемии ковида».
Сейчас повсеместно идёт массовая кампания по вакцинации от коронавируса. Активно её ведут и работники Поповского центра общей врачебной практики. В закреплённом за ними медицинском округе уже привито около 80 процентов населения.
«Наши жители с пониманием относятся к вакцинации, записываются на прививки, — говорит Каташина. — Это с их стороны правильное решение, потому что вакцина является надёжным средством профилактики массовых вспышек различных инфекционных заболеваний. Вакцинация помогла победить многие инфекции и бояться этой процедуры не стоит».