Ясный ключ31

Тысячи и миллионы узелков. Корочанка поделилась своими эмоциями от ковроткачества

16 апреля , 13:19ОбществоФото: Наталья Мазниченко

Илминаз Гаджимурадова – народный мастер Белгородской области работает в небольшой комнате Сетнянского сельского дома культуры.

В шкафах на полках стоит бесчисленное множество поделок из бисера, на стенах висят радужные картины, выполненные в технике лоскутного шиться. Но больше всего в этом царстве рукоделия привлекают ковры и настоящий ткацкий станок.

Женское дело

Потомственная мастерица Илминаз Гамзалиевна родом из Дагестана, где много веков назад зародилось древнейшее ремесло — ковроткачество. Его традиции бережно передаются из поколения в поколение. Девочки с ранних лет начинают наблюдать за сидящими у ткацкого станка женщинами, постепенно проявляя интерес к замысловатому плетению.

«Лучшие шерстяные ковры ткут в Табасаране. Это провинция на юге Дагестана, где их изготавливают практически в каждом доме. По древнему обычаю народа девушки в качестве приданого должны сами себе соткать два ковра: ворсовый и сумах — безворсовый. В моей семье ткали ковры все — бабушка, мама, сёстры. Они часами сидели за станком и узелок за узелком создавали огромные полотна с разными рисунками и орнаментами. Когда мне было лет пять, я подошла к станку и стала наблюдать за процессом. Мама заметила моё любопытство, дала в руки нить и показала, как нужно вязать сложные узелки. Сначала было тяжело — нитки путались, узор не получался. С возрастом трудности прошли, движения рук отработались до автоматизма. Ткать ковёр — это словно слушать прекрасную мелодию, переплетённую тонкими нитями нот радости и печали, вдохновения и любви», — рассказывает мастерица.

Будущую профессию Илминаз Гамзалиевна выбрала тоже творческую, в которой можно проявлять безграничную фантазию и воображение. Трудовую деятельность она начала на одной из швейных фабрик Дагестана. Молодая швея-мотористка трудилась в цеху, где шили детские вещи. Профессиональные навыки были полезны и дома. Илминаз Гаджимурадова изготавливала одежду любых фасонов и моделей для себя и родных.

Справились с возникшими сложностями

В конце 80-х годов семья Гаджимурадовых переехала в Сетное. Уютное село понравилось спокойным укладом жизни, живописной природой. Супруги быстро освоились на новом месте, обустроили быт, завели друзей, устроились на работу. В Корочанском районе Илминаз Гамзалиевна занялась ковроткачеством. Старинное ремесло стало для неё и официальной трудовой деятельностью, и хобби. В Сетнянском доме культуры она организовала кружок и начала учить ребят основам ткацкого мастерства.

«Первое время дети приходили на занятия, но интерес к созданию ковров быстро угасал. Причина — долгий, трудоёмкий процесс. Чтобы соткать даже небольшой коврик, понадобится  несколько недель кропотливой работы. Вскоре ситуация в корне изменилась. Стали приходить и мальчики, и девочки. Дети начали более терпеливо относиться к монотонным манипуляциям, а главное — они увидели результат, когда из простого набора ниток вырисовывается картина. Это вдохновляло их на создание новых изделий. Желающих постичь азы ковроткачества стало очень много. Пришлось даже проводить занятия по группам, потому что станок маленький, и работать на нём может только один человек», — вспоминает собеседница.
Фото: Наталья Мазниченко

Рабочий инструмент Илминаз Гамзалиевны

Ручной ткацкий станок представляет собой вертикальную раму, связанную между собой продольными и поперечными перекладинами. На верхний и нижний валы натягиваются нити основы. Дальше рукодельница захватывает ножом с крючком две соседние нити основы обвивает их пряжей и завязывает рабочую цветную нить в узелок. Соткав таким образом ряд, она специальной колотушкой уплотняет ряд и подравнивает ворс. Неровные концы отрезаются при помощи больших ножниц.

На своём станке Илминаз Гамзалиевна может соткать ковёр около метра в ширину и чуть больше двух метров в длину. В таком изделии в зависимости от плотности вязки счёт узелкам идёт на тысячи. А в огромных тканых полотнах их могут быть миллионы.

«Чем больше размер, тем больше должен быть станок. Это позволяет сразу нескольким людям ткать ковёр. Я прекрасно помню одну из работ, в создании которой участвовала и я. Это было огромное полотно примерно 3 на 6 метров. Его ткали все женщины нашей семьи: взрослые и дети. Каждой было отведено своё рабочее место. Мой станок по сравнению с тем, меньше в несколько раз. Но зато он лёгкий и манёвренный. Раньше у меня был тяжёлый, деревянный инструмент. Возникали определенные трудности с его перевозкой на выставки. И тогда муж сделал металлический станок. Он полностью разборный, занимает не очень много места, прочный. Да и прослужит он гораздо дольше, чем его деревянный брат», — уверенно говорит собеседница.

Залог долголетия ковра

Рисунок на ковре — не просто узоры или картины. Это настоящее очарование, которое постепенно в умелых руках ковровщицы, раскрывается, как хрупкие бутоны цветка. Схемы будущих работ Илминаз Гамзалиевна находит в журналах, Интернете, некоторые корректирует с учётом личного опыта и предпочтений, и только потом переносит картину с бумаги на ковер.

Качественные нитки — залог долголетия ковра. Илминаз Гамзалиевна использует только натуральные, шерстяные. Они долго сохраняют цвет и упругость. В области хороший рабочий материал, особенно для основы ковра, которая служит как фундамент для дома, найти очень сложно. Поэтому, когда Илминаз Гаджимурадова ездит к родственникам в Дагестан, то всегда привозит оттуда несколько десятков килограммов ценной пряжи. Самое поразительное, что расходуется этот материал очень быстро не потому, что его нужно много для создания ковра, а из-за того, что большая часть ниток срезается и больше она не пригодна для использования.

Изображение может быть абсолютно любым. Оно зависит от фантазии автора. На готовых коврах есть герб Корочанского района, крепостная башня города Яблонов, разные животные и птицы. Ещё мастерице нравится ткать на мотивы природы. Работы всегда получаются яркие.

«Каждый рисунок по-своему хорош и интересен. Но, наверное, мой самый любимый —хохломской мотив. Это была тяжёлая работа. Само по себе полотно небольшое, но цветовая палитра состояла из десятка ниток. На рисунке было много мелких деталей. Несколько раз я хотела бросить эту работу, но снова находила в себе силы, чтобы продолжать», — признаётся Илминаз Гаджимурадова.
Фото: Наталья Мазниченко

Тайный язык

В своих работах рукодельница нередко использует традиционные узоры. Часто на её коврах можно встреть так называемый сафари. Это народный дагестанский геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц, природы и быта. Такие ковры привлекают внимание большим разнообразием оттенков. Все детали располагаются в строго выверенном порядке от середины к краям. Центральная часть ковра чаще всего выполнена в синем и красном цветах. Эти мотивы очень хорошо сочетаются с белгородскими узорами, которые также имеют свои виды, отличия, особенности цветовой гаммы. Для рукодельницы соткать ковёр означает не просто создать интересную и правильную композицию, гармонично подобрать цвета, но и передать накопленную веками народную мудрость.

«Орнаменты разных народов уникальны. Их сходство лишь в одном — они имеют глубокий символический смысл. Ковровые узоры — это не случайные завитки. Они могут многое рассказать об истории хозяина, местности, в которой его соткали, традициях, религии. На полотнах зашифровывают легенды. А ещё ковёр может быть оберегом от злых духов», — поясняет Илминаз Гамзалиевна.

Умением ткать ковры мастерица с удовольствием делиться с корочанцами и жителями области на выставках, фестивалях, мастер-классах. Рядом с ткацким станком, за которым она творит свои шедевры, всегда собирается много людей. Они не упускают уникальную возможность прикоснуться к старинному ремеслу и на себе прочувствовать, какое это сложное, трудоёмкое дело.

В 2013 году Илминаз Гаджимурадовой присвоили почётное звание «Народный мастер Белгородской области». Оно присуждается деятелям декоративно-прикладного творчества, которые берегут и возрождают традиции прошлого, умело сочетают старинные промыслы с современным искусством, создавая красивые оригинальные произведения, а главное — передают своё мастерство подрастающему поколению. В этом году Илминаз Гамзалиевне предстоит подтвердить этот статус. Для этого она готовит новую коллекцию ковров.

«Люди используют ковры в разных целях: их стелют на пол, украшают интерьер, вешая на стены, мини-ковры служат отличным декором. Сейчас я заканчиваю очередную работу, которая наравне с другими, войдет в презентацию моей деятельности. Оценивать её будет специально созданная комиссия в областном центре», — рассказывает жительница Сетного.

Новый шедевр на очереди

Мастерица признаётся, что в последние годы популярность ковроткачества в селе существенно возросла. Местные ребятишки регулярно посещаю кружок, где знакомятся с ремеслом, историей возникновения тканых изделий, их особенностями. На занятиях с детьми руководитель кружка Гаджимурадова не концентрируется только на одном виде декоративно-прикладного творчества. Говорит, что однообразие быстро наскучивает ребятам. Поэтому, учит школьников вышивать лентой и бисером, набивать рисунки на ткань, делать из фоамирана различные поделки. Приходят к Илминаз Гамзалиевне и взрослые, которые хотят расширить свой кругозор и освоить азы ремесла и разнообразие техник выполнения.

В семье Илминаз Гаджимурадовой ковры ткут все женщины. И даже самые младшие представительницы рода — внучки Милана и Румина с большим желанием проводят время в мастерской у бабушки в Сетнянском Доме культуры.

Сетует создательница ковров лишь на то, что сегодня мастериц, которые владеют древним ремеслом, не так много. Кропотливый труд не привлекает молодёжь. Ковроткачество из промысла превратилось в творчество.

«Натуральные и качественные вещи ценятся очень высоко. Я думаю, что пройдёт не так много времени, и ремесло вновь станет востребованным. В Дагестане планируют возобновить ковроткачество в промышленных масштабах и снова открыть фабрику, чтобы производить тканые изделия в лучших традициях наших предков», — уверенно говорит Илминаз Гамзалиевна.

Творческие планы на ближайшее будущее она уже построила. После подтверждения звания «Народный мастер Белгородской области» приступит к новой работе. Это будет черно-белый портрет девушки. Выбор двухцветной комбинации обоснован тем, что подобные картины имеют неординарный и сугубо неповторимый образ. Примерную схему Илминаз Гаджимурадова составила, осталось доработать некоторые нюансы, и можно начинать творить новый шедевр.

Авторы:Наталья Мазниченко