Юбилейный день рождения решили отметить узким семейным кругом. И причин тому было несколько и возраст, и пандемия коронавируса, и события на Украине. Тёплые поздравления родных и близких, телефонные звонки коллег по педагогическому цеху, с которыми проработала десятки лет, принесли много приятных счастливых эмоций, почувствовала, что даже здоровья прибавилось. Семья, дети, внуки это особый пласт, питающий внутренний мир человека жизненными силами, энергией, добавляющий оптимизма и уверенности, заставляющий творить добро, приносящий кучу позитива и хорошего настроения. Эти размышления, теплота отношений родных и близких вызывают слёзы радости и ощущения как прекрасен этот мир. Такие, хоть и маленькие торжества, останутся в памяти на всю жизнь.
Какой я счастливый человек. В одну юбилейную дату мне довелось познать эти прекрасные моменты дважды. Поняла это когда услышала неожиданный стук в дверь. Открываю калитку, а за ней красивая иномарка и молодой мужчина с огромным букетом цветов и подарками. Я сразу узнала своего выпускника. Паша, Павлик, теперь он Павел Петрович. Слёзы радости, душевный трепет, гордость, счастье односекундно нахлынули от неожиданного гостя. Как приятно осознавать, что твоя работа, твой труд не прошли даром, что о тебе помнят твои выпускники. Милые мои Дина, Лена, Галя, Наргиля, Алёша, Серёжа и десятки других мальчишек и девчонок, прошедших через твою жизнь за 46 лет работы в школе. Помню каждого из них, слежу за их жизнью, становлением, завидую их молодости и горжусь их успехами.
Приглашаю гостя в дом, а мысли улетают в те времена, когда преподавала в Афанасовской срендней школе и мне передали класс, в котором учился и Павел. Я как классный руководитель старалась уделить внимание всем детям, заинтересовать их не только в успешном овладении школьных программных материалов, но и научить общепринятым принципам морали и нравственности, оградить от необдуманных поступков. Мне всегда удавалось налаживать взаимопонимание и тесное сотрудничество и с ребятами, и с их родителями, которые оказывали огромную помощь в воспитательной работе. В конце учебного года организовывали различные экскурсии и поездки в город Белгород. А сколько было походов на природу с традиционной кашей, вечеров отдыха, доверительных бесед. В ходе таких внеклассных мероприятий ребята становились дружнее, отзывчивее, добрее. Как-то зимой пошли на лыжах на Корнюшкин колодец. У Люды Бондаренко порвалось крепление. Вокруг глубокий снег, идти без лыж нельзя. Мальчишки починили лыжу. Надо было видеть, с каким благородством и стремлением они старались помочь однокласснице. Мы благополучно, правда, уже по темноте, добрались домой.
Андрей Вычик принёс в класс баян и играл нам на переменах или после уроков, а мы пели частушки. А какие посиделки устраивали. С номерами художественной самодеятельности выступали в районном центре, где нам помогали ветераны села Варвара Ивановна Быканова, Зоя Яковлевна Каверина, Елена Николаевна Байдина, гармонист Иван Степанович Ивошин. Женщины надевали старинные русские наряды и головные уборы, лапти. Было очень занимательно и интересно. Мои ученики всегда в таких делах проявляли инициативу, с энтузиазмом и задором выполняли любое поручение.
Мои выпускники часто навещают меня. Вспоминается лето 1999 года. Елена Харина, мама одной из выпускниц позвонила мне и предупредила: «Раиса Васильевна, ждите, собираются к Вам всем классом». С каким волнением и гордостью я встречала своих обожаемых детей. Молодые, красивые, весёлые они словно наполнили светом улицу Луговую, где я проживаю. В тот год отмечалось 200-летие со дня рождения великого русского писателя А.С. Пушкина. Мои гости, чтобы мне сделать приятное, подготовили презентации. Пригласили фотокорреспондента Адольфа Будянского, который снял на кинокамеру фильм «И это всё про нас». Я была на высоте счастья. В этот вечер было много разговоров, воспоминаний, мечтали и загадывали желания. Я смотрела на ребят и думала, как это здорово, помочь своим воспитанникам найти правильную дорогу в жизни, как здорово радоваться их достижениям. Они сегодня работают в различных областях экономики, среди них рабочие и специалисты сельского хозяйства, строители и медработники. У каждого своя дорога в жизни, свои приоритеты, но главное все они состоялись как личности, нашли своё место в этом мире. В мои размышления невольно вкрался вопрос: «А получилось бы у меня достичь каких-то успехов, если бы выбрала другую профессию?». На него ответила однозначно: «Нет». Искру педагога во мне зажгли дети, которые помогли преодолеть путь от призвания к признанию. И это я считаю главным критерием жизни.