Учительница государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Корочанская школа-интернат» Светлана Дидыченко — специалист широкого профиля. В зоне её деятельности основные предметы школьной программы: русский язык и литература, а также специализированная дисциплина — логаритмика. А ещё с 2020 года педагог руководит школьным краеведческим музеем.
Школьный музей имеет богатую историю, здесь собрано много уникальных экспонатов. Гости могут своими руками прикоснуться к экземплярам монголо-татарской посуды — кувшину, чайнику и другим предметам, чей возраст превышает 300 лет. Есть экспонаты, посвящённые Великой Отечественной войне, редкие книги, предметы сельскохозяйственного назначения предков, а также раритетные фотографии. Часть здания представляет собой бывшую мужскую Александровскую гимназию, где учились знаменитые люди, известные во всей России. В советские времена тут размещался детский дом. Всё это позволяет ощутить дыхание истории.
Большой вклад в сохранение исторической памяти вложили предыдущие руководители музея — Михаил Деденко и Тамара Пономарёва. Их важный и ответственный труд, а также кропотливая работа по поиску экспонатов, позволили музею стать поистине уникальным. Сейчас дело сохранения истории продолжает Светлана Валерьевна.
«Нина Дмитриевна Сухова — директор учреждения и наш идейный вдохновитель. Она всегда поддерживает музей, помогает в определении тем исследований, направляет и подсказывает нам», — отмечает руководитель музея.
С большой благодарностью Светлана Валерьевна говорит о коллегах, которые принимают активное участие в работе школьного музея и оказывают педагогу посильную помощь, — учителе русского языка и литературы Любови Викторовне Землянко, учителе истории Ларисе Анатольевне Богдановой, учителях начальных классов Жанне Владимировне Щендрыгиной и Ларисе Николаевне Михайлюковой.
«Когда я стала руководителем музея, нужно было разобраться во всём. Ребята были моими помощниками, вместе с ними я изучала каждую витрину, выставку и экспозицию. Через музей у школьников формируются такие жизненные ценности, как добро, патриотизм, любовь к Родине. Благодаря такому воспитанию может вырасти только патриот или гражданин, который может защищать свою Родину», — говорит педагог.
Под её чутким руководством в музее проходят занятия двух кружков «Юный экскурсовод» и «Музейное дело». В них занимаются ребята разных возрастов: с 4 по 6-й класс дети учатся быть экскурсоводами, а старшие школьники изучают тонкости музейного дела.
Особым объединением школьников на базе музея является патриотический клуб «Истоки», члены которого занимаются краеведением, созданием и написанием исследовательских работ и медиапроектов.
«Неважно, в каком классе учится ребёнок, ему всегда нужны поддержка и направление. Но самое главное — так увлечь ребёнка исследовательской деятельностью, чтобы ему самому было интересно и работа приносила удовольствие. Вот как получилось с Татьяной — она прочитала историю о подвиге юного молодогвардейца Радика Юркина и решила провести исследование. Брала интервью у нашего ветерана педагогического труда Галины Рахманиной, благодаря чему мы познакомились со многими людьми из Воронежа и Краснодона. Я была в приятном удивлении, что небольшое исследование привело к большому увлечению», — делится Светлана Валерьевна.
Татьяна Фурманова учится в 9 «Б» классе под классным руководством Светланы Дидыченко и состоит в музейном клубе. Недавно девушка приняла участие во Всероссийском конкурсе эссе «Подвиг героев-молодогвардейцев: к 80-летию образования организации «Молодая гвардия» и стала победителем.
«Подготовка длилась достаточно продолжительное время — несколько месяцев. Хочу сразу сказать, что без помощи классного руководителя я бы не обошлась. Она дала очень ценные советы для написания этой работы и помогала со сбором материала, — рассказывает школьница. — Радик Юркин выполнял поставленную задачу — повесить флаг СССР на крышу школы, в то время как по городу ходили немецкие патрули. Он был младше, чем я сейчас, и, пытаясь представить себя на его месте, я понимаю, что просто не смогла бы сделать то, что смогли он и другие молодогвардейцы. Я очень впечатлена их поступками, их героическое поведение впечаталось в мою память и стало для меня эталоном мужества».
Участниками клуба являются ученики 10-х и 9-х классов, но, по словам руководителя, проявляют интерес и горят желанием вступить в клуб 7-классники.
«Когда я первый раз пришёл в музей, очень удивился, что у нас в школе хранятся предметы, единственные в своем варианте. Это очень важное место, где передают молодому поколению старые традиции и память о предках, ведь историю нужно учить для того, чтобы не забывать прошлое и в будущем не повторять ошибки ушедших лет», — делится 10-классник Дмитрий Гоков.
Участники клуба часто создают новые экспозиции своими руками. На стене музея висит красивое панно «Бессмертный полк: тихие герои громкой Победы». Ребята создали идею и макет панно, печатали фотографии, самостоятельно клеили их на подготовленный заранее задник. Создание проходило в рамках проекта об учителях фронтовиках, которые трудились в Корочанской школе-интернате. Основой стали воспоминания близких и коллег ветеранов.
Общение с хранителями исторической памяти также становится предметом создания экспозиций. По ценным воспоминаниям подполковника медицинской службы Анатолия Комаристова, в музее создали собственную диораму, посвящённую освобождению города Корочи от фашистских оккупантов.
«Многие ученики нашей школы принимали участие в создании диорамы. Их руками сделаны фигуры людей, вооружение и здания. Основной корпус и художественное оформление сделал учитель технологии Сергей Альшаев. Здесь отражаются все факты, которые были во время оккупации: это расстрел цыганской семьи, лагерь для военнопленных на месте современного стадиона, учебный корпус нашей школы-интерната, который служил для немцев наблюдательным пунктом. Сейчас мы работаем над исследовательским проектом и принимаем участие в фестивале музеев „Без срока давности“, где как раз представляем эту экспозицию», — объясняет Светлана Дидыченко.
Музей Корочанской школы-интерната носит гордое имя школьного музея Победы, он паспортизован в федеральном центре и является партнёром музея Победы на Поклонной горе, что даёт возможность детям участвовать в специализированных сменах лагеря «Орлёнок».
Изучение истории родного края для учащихся школы-интерната не ограничено музейным пространством собственной школы, которое на самом деле очень обширно — от самой калитки и до внутренних помещений здания старого корпуса, являющегося памятником архитектурного наследия. Часто педагог выводит своих подопечных на экскурсии по Короче:
«Мы любим гулять по нашему городу, открывать новые для себя места. Если ребёнок будет изучать родной край — он будет его любить, вернётся сюда, будет тут работать. А как изучать свой родной край? Конечно через краеведение и исследования».
Светлана Валерьевна — уроженка далёкого города Микунь, так называемых «Железнодорожных ворот» Республики Коми. Закончив государственный педагогический институт, женщина связала свою судьбу с преподаванием — долгое время работала в местных школах учителем русского языка и литературы, выполняла обязанности заместителя директора по воспитательной работе. А ещё в превышающем 30-летний срок педагогическом стаже имеется опыт работы музыкальным руководителем в детском саду. В дошкольном учреждении Светлана Дидыченко освоила новое направление деятельности — ритмику, которая включает в себя погружение в музыку, песню, танец и ритм. Сейчас она обучает учеников Корочанской школы-интерната логоритмике. Эта дисциплина вбирает в себя ритмику и логопедию, с её помощью школьники ставят речь, играют на музыкальных инструментах, танцуют и поют.
В 2017 году педагог с супругом перебралась в Корочу и до сих пор остаётся под впечатлением от её атмосферы:
«Мне очень понравился этот город, просто по одному его виду и истории. Первый год я очень сильно скучала по дому, но изучение этой второй малой родины помогло мне найти своё место — и я стала ощущать, будто прожила здесь с самого рождения».
Знакомясь с городом после переезда, Светлана Дидыченко получила приглашение от соседки посетить её место работы — Корочанскую школу-интернат. Для педагога это стало решающим событием — ведь в здании образовательного учреждения обучался Арнольд Гессен.
«Я только зашла на территорию, и сразу в глаза бросился памятник Арнольду Ильичу. По его работам я в своё время подготавливала и проводила уроки, устраивала литературные гостиные. Это меня очень поразило, я восхищаюсь его трудами и этюдами. А потом меня провели на второй этаж в Пушкинскую галерею, где у меня промелькнула мысль: „Я хочу здесь работать“. Мой интерес заметила директор Нина Дмитриевна Сухова, и после разговора с ней я присоединилась к коллективу этой замечательной школы», — делится воспоминаниями педагог.
Сколько лет лестнице в старом здании школы, что было раньше на месте актового зала, почему уникален памятник — за ответами на все эти вопросы школьники идут к опытному и открытому к общению педагогу. Светлана Дидыченко стала для юных корочанцев верным наставником в мире удивительной истории родного края и постоянно продолжает совершенствоваться, чтобы узнать как можно больше и передать эти знания ученикам.
Екатерина Городова