Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

Ради детей живёт учитель. В чём видит профессиональное счастье корочанский педагог Ирина Косякова

29 мая 2023, 10:22Общество
Фото: Наталья Мазниченко

Педагогический стаж учителя русского языка и литературы Афанасовской школы Ирины Косяковой 40 лет. Она не только учит своих учеников грамотно писать и развивает у ребят интерес к чтению, но и старается понять каждого ребёнка.

Заглянуть в самую глубину души, выявить, развить способности и навыки учеников — в этом она видит свою роль как учителя.

Математика, история, иностранный язык

Ещё будучи ученицей, Ирина Рафаиловна знала, что пойдёт работать только учителем. Мама работала поваром в учебном учреждении, и дочь часто, ожидая, когда закончится рабочий день, гуляла по школьным коридорам, общалась во внеурочное время с педагогами. Ирина хорошо изучила интересную и увлекательную школьную жизнь изнутри и поняла, что хочет статью частью этого мира науки и знаний. Если с будущей профессией она определилась быстро, то над выбором специализации думала долго.

«Я родилась в Таджикистане в городе Душанбе. Всегда хотела быть учителем начальных классов. В большом городе в республиканском центре не было такого факультета. Училась в школе с математическим уклоном. Казалось бы, должна была выбрать точные науки, но не любила физику. Иностранный язык знаю достаточно хорошо. Мои бабушка и дедушка — крымские немцы. Когда было переселение, они попали под Одессу, а потом переехали в Таджикистан. Когда я была маленькая, дома мы часто разговаривали на немецком. Рассматривала историю. Предмет в школе любила, а даты не могла запомнить. После продолжительных размышлений выбор пал на русский язык и литературу», — рассказывает Ирина Косякова.
Фото: Наталья Мазниченко

Считала своим эталоном

Во многом на такое решение Ирины Рафаиловны повлияла её классный руководитель Татьяна Семёнова. Она была примером поведения и благожелательного отношения к детям.

«Я до сих пор в своей работе использую те запоминалки правил, которые Татьяна Петровна давала на уроках нам. „В глаголах и наречиях знак пишется всегда, а в кратких прилагательных не пишем никогда“. В стихотворной форме дети понимают и легче запоминают нормы языка», — поясняет героиня повествования.

В институте Ирина Косякова училась хорошо, окончила его с красным дипломом. Хотя в школе русский язык и литература давались ей с трудом. Студенткой она пришла в родную школу и встретила своего классного руководителя. Татьяна Семёнова поинтересовалась, на каком факультете учится бывшая ученица. Ответ Ирины Рафаиловны её удивил и приятно порадовал.

«Когда я окончила институт, мне предложили работать редактором местной газеты. На тот момент я вышла замуж, у нас был ребёнок. Супруг учился на факультете иностранных языков и по распределению его отправили работать в другой район. Поэтому мне пришлось отказаться от работы в СМИ. Мы переехали в село, далеко в горы, где большинство детей не знают русский», — вспоминает начало своей педагогической деятельности Ирина Косякова.

Поздравил каждый ученик

Языковой барьер накладывал свои трудности в общении. Дети с трудом воспринимали речь учителя, а Ирине Рафаиловне сложно было донести информацию детям, не знающим русского языка. И учитель, и ученики в буквальном смысле учились друг у друга.

«Я показываю предмет, а школьники говорят на таджикском его название. С русской лексикой было так же. Постепенно у нас наладилось взаимопонимание, и общаться стало легче. Дети начали показывать неплохие результаты в изучении русского языка. Дополнительно меня назначили секретарём педсовета. Все заседания проходили на таджикском, а мне приходилось писать протоколы на русском. Понимать смысл первое время было сложно. Со временем и к этому привыкла», — повествует учитель.

Ирина Рафаиловна вела русский язык и литературу с 1 по 10 классы. Первый год работы вместе с его трудностями и процессом адаптации пролетел очень быстро. С того времени она больше всего запомнила случай, который поразил, а вместе с тем и растрогал её до глубины души.

«Когда я пришла в школу, мне был 21 год. Некоторые старшеклассники были выше меня ростом. На 8 Марта я принесла домой столько открыток, сколько было учеников в школе. Каждый считал своей обязанностью поздравить учителя. Поразило тогда то, что это происходит именно в сельской школе, где у детей по сравнению с городскими образовательными учреждениями меньше возможностей. Там я проработала пять лет, а потом устроилась в городскую школу», — продолжает Ирина Косякова.
Фото: Наталья Мазниченко

Педагогическая стезя

В конце 80-х близкие родственники Косяковых поселились в Корочанском районе.  Их примеру последовали супруги Андрей Анатольевич и Ирина Рафаиловна. Молодым учителям предложили рабочие места в Плотавце, Белом Колодце и Нечаево. Последнее понравилось больше всего:

«Когда мы выбирали будущее место жительства, свекровь мне сказал: „Ира, первым делом зайди в магазин и посмотри, что там есть“. Я так и сделала. На прилавках лежал большой ассортимент товаров. Пообщалась с покупателями — люди добрые, отзывчивые. Да и село нам приглянулось, везде чисто, ухожено, — поясняет собеседница».

В школе свободной вакансии учителя русского языка и литературы не было. Ирина Рафаиловна устроилась воспитателем в детский сад. Через год её назначили заведующей дошкольным учреждением. Отработав на этой должности семь лет, Ирина Косякова перешла в Нечаевскую школу. Сначала учителем, а позже её назначили директором. С первых дней руководящей должности она погрузилась в «школьные хлопоты».

«Маленькая школа, небольшой педагогический коллектив. Мы всё делали вместе. У нас был единый подход к рабочему процессу и полное взаимопонимание. Старались участвовать во всех конкурсах и соревнованиях. Регулярно занимали призовые места. В 2010 году образовательное учреждение закрыли. Супруг устроился в Яблоновскую школу учителем иностранного языка, а я в Афанасовскую», — говорит Ирина Рафаиловна.

Здесь она тоже возглавила коллектив. Ирина Рафаиловна уже хорошо знала обязанности и зону ответственности директора. Управлять детским и педагогическим обществом ей всегда помогали профессионализм и умение находить общий язык с окружающими.

Сейчас Ирина Рафаиловна ведёт только уроки. Она передала бразды правления школой молодому, перспективному коллеге — Степану Артебякину.

«Я стараюсь понять каждого ребенка. Не заставить ученика учить предмет, а показать, что он может самостоятельно, приложив немного усилий, освоить программу. Когда видишь в глазах ребёнка, ответную реакцию и желание — это дорого стоит. Даёт силы жить дальше. Но когда школьник безразличен, трудно дать ему какие-либо знания. Просто он не хочет. Это конечно огорчает», — делится своими рассуждениями Ирина Рафаиловна.

Ученики показывают хорошие знания по предмету. Это подтверждают победы в олимпиадах и результаты ЕГЭ. Её выпускники с удовольствием выбирают в качестве будущей профессии педагогическую стезю. Екатерина Захарова окончила факультет русского языка и литературы. Работает учителем, одно время была завучем.

«В 7 классе Катя победила на олимпиаде по иностранному языку. После школы она поступила на иняз, но вскоре перевелась на факультет русского языка и литературы. Сейчас мы с ней общаемся. Она довольна своей профессией. Дочь тоже стала учителем. Она ведёт английский язык и является педагогом дополнительного образования Ракитянской станции юных натуралистов», — рассказывает Ирина Рафаиловна.

Учитель ведёт классное руководство. Переходный возраст семиклассников влияет на поведение и дисциплину, говорит собеседница, но дети очень хорошие — талантливые, умные, участвуют в спортивных и культурных мероприятиях.

За советом к наставнику

Ирина Косякова отвечает за информационно-коммуникативные технологии. Занимается онлайн-сервисами «Виртуальная школа», «Моя школа», освещает деятельность школы на сайтах в социальных сетях. Она является наставником молодых педагогов. В образовательном учреждении разработана специальная программа, которая направлена на помощь и поддержку начинающим учителям. В прошлом году работала с бывшей ученицей школы, учителем математики Алиной Клепиковой и учителем физики Анной Коптевой. В этом году помогает освоиться учителю математики Александру Довгонюк. Ирина Рафаиловна награждена благодарностью главы администрации «За вклад в дело наставничества». Свою профессиональную деятельность под руководством опытного профессионала начинал и директор Афанасовской школы.

«Мне очень повезло тем, что я пришёл работать в школу, где сильный педагогический коллектив, много опытных педагогов, у которых я всегда могу спросить совета, получить поддержку. Своим наставником в работе я считаю опытного педагога, бывшего директора нашей школы — Ирину Рафаиловну. Это педагог с огромным багажом знаний, большим опытом руководителя, человек с открытой душой и добрым сердцем. Её любят ученики и уважают родители, она имеет активную жизненную позицию, являясь примером для подражания. Будучи молодым директором школы, я всегда могу обратиться к Ирине Рафаиловне за советом, получить поддержку и помощь в решении каких-то вопросов. Ирина Рафаиловна — творческий и ищущий педагог, который не стоит на месте, постоянно развивается, в совершенстве владеет информационно-коммуникационными технологиями в обучении, систематически повышает свою квалификацию, подавая пример другим. За свой многолетний труд она награждена почётными грамотами района, области, грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, имеет звание «Почётный работник общего образования», — поделился Степан Александрович.
Фото: Наталья Мазниченко

Благодаря детям

На вопрос, откуда на всё берутся силы, Ирина Рафаиловна ответила, что ей помогают любовь и преданность выбранному делу.

«Учитель — это профессия, которая не даёт стареть. Находясь постоянно в кругу детей, я понимаю, для чего живу. Важно не какую оценку ты поставил, а что ты дал ребёнку. Если знания, которыми я делюсь с детьми, пригодятся им в жизни, значит мой труд не напрасный. Люблю свою работу за то, что могу помочь детям. Судьбы у всех разные, никто заранее не знает, как сложится жизнь. Доброе слово, дельный совет или простые объятия дети будут помнить всегда. Эта частичка тепла во взрослой жизни согреет их в трудный момент, придаст уверенности и тогда им станет легче. Мне бы хотелось, чтобы родители поменяли своё отношение к школьной жизни детей. Пока ребёнок в начальных классах, мамы и папы приходят на все мероприятия, линейки. В средней школе это происходит реже. Взрослые считают, что их дети уже большие. Это заблуждение. Ребёнку в любом возрасте нужна поддержка близких. Только зная, что есть надёжная опора, дети в жизни справятся со всеми трудностями», — подвела итог беседы Ирина Косякова.
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Наталья Мазниченко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 10:52
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ОфициальноСегодня, 09:55
Заключение о результатах публичных слушаний с. Анновка
Материал
ОфициальноСегодня, 09:53
Заключение о результатах публичных слушаний с. Анновка