Одним из важных событий в подготовке к Курской битве стало строительство железной дороги «Старый Оскол-Ржава», которая уменьшила время доставки грузов и солдат на Воронежский и Центральный фронт, что способствовало победоносному завершению сражения.
В селе Бубново живёт участница строительства легендарной железной дороги Мария Белоусова. 1941 год она встречала 16-летней девушкой, работавшей в колхозе — вместе со сверстницами помогала в хозяйстве и подносила трудившимся на полях женщинам воду. Она вспоминает, как колхозники, работающие в поле, услышав обращение Сталина о нападении Германии на Советский Союз, побросали косы и перестали вязать снопы.
«Бабы бегать начали, голос «приподняли» — переживали за своих мужей. Приехал бригадир и требовал продолжать работу, а ему в ответ: «Война же началась у нас!» Посидели немного, поднялись все и пошли домой, так и не закончив начатое», — вспоминает Мария Белоусова события 22 июня 1941 года.
Настали долгие и трудные годы для всех советских людей. Война растекалась по территории, приходила даже в самые маленькие сёла. Мария Белоусова вместе с односельчанами выполняла тяжелую физическую работу — рыла окопы, носила землю для починки дорог, которые без асфальтового покрытия после прохода военной техники были в огромных ухабах.
«В Тростенце нас обучали военные: показывали, как заряжать, учили стрелять из ружья в мишень, ставили знак — и надо было деревянную гранату так кинуть, чтобы попасть в него. Спать приходилось на соломе в сарае», — делится Мария Белоусова.
В 1943 году советское командование приняло постановление о строительстве новой железнодорожной линии Старый Оскол-Ржава. Из 95 километров общей протяжённости дороги 68 километров были проложены с нуля, а оставшиеся километры на другом участке железнодорожной ветки нуждались в реконструкции. Согласно архивным данным, в строительстве дороги вместе с военными участвовало около 20 тысяч мирного населения, в основном женщины и подростки.
Мария Белоусова была направлена туда вместе с односельчанками Марией Глушковой, Анной Долженко и Анной Тивелевой. Им приходилось закапывать ямы, приносить и укладывать щебёнку, собирать куски, оставшиеся от рельсов.
«Укладывали рельсы военные железнодорожники. А мы молодые были, когда работали, разговаривали и смеялись, а мужчины нам говорили: «Девчата, что вы там смеётесь, смотрите — ноги отобьёте». Много разного было, самолёт летит — мы все бежали прятаться за кустик всей кучей. Одна девушка под низом оказалась — кричит: «Вы меня раздавили!» Потом военные командовали «Подъём», и мы шли дальше работать. И голодные были, и холодные, и босые — война», — делится воспоминаниями женщина. — «Ещё окопы копали в Великомихайловке. Немцы шли из Анновки, а наши — с Нового Оскола. Когда разгорелся бой, нам кричали военные: «Садитесь, ложитесь глубоко в окопах». К сожалению, двух девочек убили и одну ранили», — продолжает моя собеседница.
Когда селян военные отпустили домой в родные сёла, дорога предстояла непростая — пешком 7 км через луга и леса, и для безопасности выделили сопровождение из солдат.
В послевоенные годы Мария Белоусова работала в колхозе в родном селе Бубново. Трудилась на птичнике, потом была дояркой, стала передовой, получила звание «Ветеран труда».
«В Москве на ВДНХ представляла Великомихайловский район, в Белгороде была, в Курске — куда только меня не посылали за хорошую работу», — делится она.
В этом году в День России ветеранам, участвовавшим в Курской битве на Белгородско-Харьковском направлении и строителям железнодорожной ветки «Старый Оскол-Ржава», вручили медаль «В память 80-летия Прохоровского сражения 12 июля 1943 года». Марии Белоусовой её вручили заместитель министра образования Белгородской области Людмила Алексеева и глава администрации Корочанского района Николай Нестеров.
«Хочу поблагодарить нашего Николая Васильевича за подарок и за то, что о нас, ветеранах, не забывают и навещают», — говорит Мария Белоусова.
Напомним, «Дорога Мужества» — двухпутная железнодорожная линия Старый Оскол — Сараевка, построенная в 1943 году при подготовке к Курской битве для усиления действовавшей на Курском выступе однопутной железной дороги Касторная — Мармыжи — Курск — Льгов, обслуживавшей пять армий Центрального и три армии Воронежского фронтов.