Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
91.12
-0.19$
98.31
-0.17
+3 °С, ясно
Белгород

Участвовала в создании «Дороги мужества». Жительница Бубново приближала Победу

12 июля 2023, 09:00Общество
Фото: Екатерина Городова

Великая Отечественная война — событие, разделившее жизнь миллионов советских граждан на до и после. Героические сражения наших воинов на Курской дуге позволили перейти к активному наступлению, начало которому дал масштабный танковый бой под Прохоровкой.

Одним из важных событий в подготовке к Курской битве стало строительство железной дороги «Старый Оскол-Ржава», которая уменьшила время доставки грузов и солдат на Воронежский и Центральный фронт, что способствовало победоносному завершению сражения.

В селе Бубново живёт участница строительства легендарной железной дороги Мария Белоусова. 1941 год она встречала 16-летней девушкой, работавшей в колхозе — вместе со сверстницами помогала в хозяйстве и подносила трудившимся на полях женщинам воду. Она вспоминает, как колхозники, работающие в поле, услышав обращение Сталина о нападении Германии на Советский Союз, побросали косы и перестали вязать снопы.

«Бабы бегать начали, голос «приподняли» — переживали за своих мужей. Приехал бригадир и требовал продолжать работу, а ему в ответ: «Война же началась у нас!» Посидели немного, поднялись все и пошли домой, так и не закончив начатое», — вспоминает Мария Белоусова события 22 июня 1941 года.
Фото: Екатерина Городова

Настали долгие и трудные годы для всех советских людей. Война растекалась по территории, приходила даже в самые маленькие сёла. Мария Белоусова вместе с односельчанами выполняла тяжелую физическую работу — рыла окопы, носила землю для починки дорог, которые без асфальтового покрытия после прохода военной техники были в огромных ухабах.

«В Тростенце нас обучали военные: показывали, как заряжать, учили стрелять из ружья в мишень, ставили знак — и надо было деревянную гранату так кинуть, чтобы попасть в него. Спать приходилось на соломе в сарае», — делится Мария Белоусова.

В 1943 году советское командование приняло постановление о строительстве новой железнодорожной линии Старый Оскол-Ржава. Из 95 километров общей протяжённости дороги 68 километров были проложены с нуля, а оставшиеся километры на другом участке железнодорожной ветки нуждались в реконструкции. Согласно архивным данным, в строительстве дороги вместе с военными участвовало около 20 тысяч мирного населения, в основном женщины и подростки.

Мария Белоусова была направлена туда вместе с односельчанками Марией Глушковой, Анной Долженко и Анной Тивелевой. Им приходилось закапывать ямы, приносить и укладывать щебёнку, собирать куски, оставшиеся от рельсов.

Фото: Екатерина Городова
«Укладывали рельсы военные железнодорожники. А мы молодые были, когда работали, разговаривали и смеялись, а мужчины нам говорили: «Девчата, что вы там смеётесь, смотрите — ноги отобьёте». Много разного было, самолёт летит — мы все бежали прятаться за кустик всей кучей. Одна девушка под низом оказалась — кричит: «Вы меня раздавили!» Потом военные командовали «Подъём», и мы шли дальше работать. И голодные были, и холодные, и босые — война», — делится воспоминаниями женщина. — «Ещё окопы копали в Великомихайловке. Немцы шли из Анновки, а наши — с Нового Оскола. Когда разгорелся бой, нам кричали военные: «Садитесь, ложитесь глубоко в окопах». К сожалению, двух девочек убили и одну ранили», — продолжает моя собеседница.

Когда селян военные отпустили домой в родные сёла, дорога предстояла непростая — пешком 7 км через луга и леса, и для безопасности выделили сопровождение из солдат.

Фото: Екатерина Городова

В послевоенные годы Мария Белоусова работала в колхозе в родном селе Бубново. Трудилась на птичнике, потом была дояркой, стала передовой, получила звание «Ветеран труда».

«В Москве на ВДНХ представляла Великомихайловский район, в Белгороде была, в Курске — куда только меня не посылали за хорошую работу», — делится она.

В этом году в День России ветеранам, участвовавшим в Курской битве на Белгородско-Харьковском направлении и строителям железнодорожной ветки «Старый Оскол-Ржава», вручили медаль «В память 80-летия Прохоровского сражения 12 июля 1943 года». Марии Белоусовой её вручили заместитель министра образования Белгородской области Людмила Алексеева и глава администрации Корочанского района Николай Нестеров.

«Хочу поблагодарить нашего Николая Васильевича за подарок и за то, что о нас, ветеранах, не забывают и навещают», — говорит Мария Белоусова.

Напомним, «Дорога Мужества» — двухпутная железнодорожная линия Старый Оскол — Сараевка, построенная в 1943 году при подготовке к Курской битве для усиления действовавшей на Курском выступе однопутной железной дороги Касторная — Мармыжи — Курск — Льгов, обслуживавшей пять армий Центрального и три армии Воронежского фронтов.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:00
14 жилых домов пострадали во время непогоды в Белгородской области
Материал
ОбществоВчера, 09:19
Вячеслав Гладков — о лидирующей позиции региона в строительной отрасли
Материал
Общество7 мая , 17:00
Аудиовизуальная инсталляция появилась Белгороде в память о теракте 30 декабря