Об учителях-мужчинах — участниках Великой Отечественной войны я уже писала. Теперь хочу рассказать об учителях-женщинах, переживших ужасы оккупации и тяжелые годы военного и послевоенного времени. Несмотря на то, что им довелось испытать, их отличали доброта, справедливость и настоящая любовь к своим воспитанникам.
Примером может служить Лидия Булгакова, которая учила моего брата в начальной школе. Она жалела детей, гладила их по голове, зимой встречала у дверей класса и отогревала им руки: аккуратно тёрла в своих ладонях и дышала на них. Зимы-то были суровые, а одежонка у детишек хлипкая, да и в домах было трудно согреться, топлива у жителей почти не было.
Мой брат посвятил Лидии Андреевне большое стихотворение, строки из которого я хочу привести:
Всех давит тяжесть расставанья, нам очень жали покинуть Вас,
Но тепло, что Вы нам дали, нас согреет через года.
Хочу с благодарностью вспомнить учителей, с которыми меня связывала большая дружба. Это, прежде всего, Любовь Архипова, женщина небольшого роста, слегка сгорбленная, со слабым здоровьем, но с большой силой воли и чувством любви к людям. Она учила меня не только литературе и русскому языку, но и жизни, воспитывала своим примером. Моя соседка Варвара Пузанова, с которой мы тесно общались, учила меня житейской мудрости.
С большим удовольствием вспоминаю неторопливых, сдержанных в своих чувствах Анну Анникову, Анну Максименко, Марию Курганскую, Ольгу Зубову. Это были действительно учителя от бога! И это несмотря на трудности, которые им пришлось пережить.
Почти все они в годы Великой Отечественной войны находились на оккупированной территории. У многих мужья погибли или пропали без вести. Остались без мужей и сами воспитывали своих детей Татьяна Елисеева, Александра Юшина, Мария Агаркова, Мария Белашова, Мария Бронникова, Мария Курганская. Они не только вырастили своих детей, но и дали им высшее образование.
Вот такие женщины составляли основу дружного педколлектива Корочанской средней школы. Этот коллектив пользовался заслуженным авторитетом у учителей района, общественности, родителей. И не только потому, что учителя давали воспитанникам хорошие знания. Кстати, выпускники 50-60 годов учились в самых престижных вузах страны.
Педколлектив вёл большую общественную работу. В школе успешно действовали драмкружки — и ученические, и учительские. А какими талантливыми артистами были Анна Анникова, Анна Григорьевна, Ольга Зубова, Александра Долгополова, Варвара Волошенко! В школе был хор, которым руководили Николай Мирошников, а позже Фёдор Морозов и Виктор Никифоров!
Была и группа танцоров под руководством Нины Бородавкиной. Учителя выступали не только в школе, но и в районном доме культуры, ездили с концертами в сёла — Поповку, Афанасово, Яблоново!
Надо признать, что эти увлечённые люди были очень талантливы! Прекрасно пели Анна Никифорова, Александра Карайченцева, Нина Марченко и многие другие. На гитаре играла и хорошо пела Мария Мирошникова, на аккордеоне — Вера Морозова.
Много времени учителя уделяли внеурочной работе: устраивали пионерские костры, ходили в походы, варили кашу под Кручкой, совершали поездки с учениками в другие города. Поездками в Москву, в Волгоград, по Золотому Кольцу награждались лучшие классы.
Не припомню, чтобы среди членов коллектива были какая-то зависть, нездоровое соперничество. Работали в основном дружно. Особенно это было заметно при работе классных руководителей с параллельными классами.
Лично я дважды выпускала классы с Варварой Андреевной и Александрой Михайловной, с Анной Павловной, Анной Нестеровной и последний выпуск — с Александрой Черных.
Многие выпускные мероприятия мы проводили совместно. Помню поездку с Александрой Фёдоровной в Губкин. Это была моя «лебединая песня» как классного руководителя.
Наверное, никто не знает работу учителя так, как их дети. Моя дочь Ирина Коробова училась в Корочанской средней школе с первого по десятый класс.
Все годы была отличницей. Школу окончила в 1986 году с серебряной медалью. Принимала активное участие в жизни класса и школы, за что была награждена значком Центрального Комитета комсомола и сфотографирована у школьного знамени. Увлекалась шахматами. Любовь к шахматам привил ей папа, который пронёс свою увлеченность ими через всю жизнь и передал детям и внукам. Была старостой шахматного кружка. Принимала участие в районных и областных соревнованиях, занимая призовые места. Имеет первый взрослый разряд по шахматам.
Учась в Харьковском Государственном Университете с 1986 по 1991 годы, возглавляла команду своего факультета. После победы на университетской олимпиаде по шахматам, была членом сборной университета. В командных соревнованиях по шахматам заняла первое место в соревнованиях Высшей лиги вузов города Харькова.
После окончания университета работала в НИИ «Опыт» космического приборостроения. После развала военно-промышленного комплекса перешла в Управление Пенсионного фонда, возглавляя отдел автоматизации. В настоящее время работает в крупном электроэнергетическом комплексе в городе Москве ООО «Энергобаланс-Центр», руководит проектом по внедрению новых программных продуктов.
На вопрос о роли школы в ее жизни ответила так:
«Всё, как известно, начинается со школы. А детство с семьи и школы. Семья — это, прежде всего, мама, а школа — прежде всего учителя. Два великих предназначения на земле, которые сплелись у меня в единое целое, так как моя мама всю жизнь работала учителем. В нашей Корочанской школе были и есть талантливые учителя. Но, как бы ни были талантливы отдельные педагоги, школа сильна, как я понимаю, прежде всего, своим учительским коллективом. В годы моей учёбы был именно такой коллектив. В учителях меня всегда пленили человечность и внутреннее благородство. Такие качества я ощущала у своей первой учительницы Марии Жилиной, у Анны Максименко, хотя она меня и не учила и, конечно, у своей мамы. Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Уже теперь, с высоты своего возраста, я могу оценить, что даёт человеку школа».
Подводя своеобразный итог, хочу сказать, что я согласна целиком и полностью с мнением академика Дмитрия Лихачёва: «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный».
Я много лет проработала именно в Корочанской средней школе, для меня она очень родная. У неё непростая история, мои чувства вылились в поэтические строки:
Гимназия – школа родная, ты храм науки и добра,
Детей ты много воспитала, путёвку в жизнь ты им дала.
Купец Кромский тебя построил, как корочанцам обещал.
И возведённый храм науки, он молодёжи завещал.
Была ты и в зените славы, лежала и в руинах ты.
Но жизнь твою вновь обновляли, твои любимцы – земляки.
Спасибо Дмитрию Кромском за то, что нам он угодил,
За то, что здание такое, Всем корочанцам подарил.
И сегодня, накануне нового учебного года, желаю всем учителям крепкого здоровья и творческих успехов, отличных коллег и благодарных учеников.
Ветеран педагогического труда Алла Коробова