Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

Открыть мир знаний. Чему учит своих воспитанников Валентина Цыпкина

9 декабря 2023, 10:00Общество
Фото: Екатерина Городова

Русский язык в школе — предмет особый. Его нужно и знать, и хранить, и уметь применять. Газета «Ясный ключ» пообщалась с заслуженным учителем РФ, которая больше 30 лет преподает его детям.

Мы мыслим, говорим и чувствуем на русском языке. Его многообразие и красота настолько уникальны, что произведения нашей литературы иногда очень трудно перевести на иностранные языки в точном соответствии с задумкой и интонацией автора.

Фундамент грамотного использования нашего языка закладывается ещё во время школьного обучения. Газета «Ясный ключ» пообщалась с заслуженным учителем РФ Валентиной Цыпкиной, которая больше 30 лет преподает русский язык и литературу в Корочанской средней школе.

Русский язык в школе — предмет особый. Его нужно и знать, и хранить, и уметь применять. Задача педагога — научить ребенка не только знать, но и применять знания на практике. Не является секретом, что неусвоенная база потянет за собой вереницу ошибок при изучении более сложных тем.

«Взять, например, спряжение глагола: учащиеся быстро усваивают, что спряжение определяется по окончанию, а если оно безударное, то определение происходит по инфинитиву, плюс имеются слова-исключения. Учащиеся правило рассказывают хорошо, но стоит предложить им определить спряжение глагола «звенеть», про окончание они и не вспоминают. Автоматично начинают отвечать, что: «глагол звенеть, оканчивается на «-еть», не исключение, относится к первому спряжению». Вывод: надо ещё раз объяснять правило. В этом «виновато» ударение — частое препятствие для школьника в изучении родного языка. Окончание глагола «звенеть» — ударное, следовательно, это слово относится ко второму спряжению», — делится педагог.
Фото: Фото из личного архива Валентины Цыпкиной

Для перешедшего из начальной школы в среднее звено ребёнка задания по ударению довольно часто вызывают затруднение. Для школьника открывается мир несоответствий — слово, которое используют в его окружении, по нормам языка имеет совсем другое ударение. А ещё, в теме безударных гласных есть «коварные» чередующиеся гласные, и здесь нужно быть всегда внимательным и держать в памяти чередующиеся корни.

«Для ребят это трудновато. Но, если в пятом классе научишь разбирать, то навык выработается до автоматичности», — отмечает Валентина Цыпкина.

В первом классе среднего звена закладываются многие основы в области понимания специфики родного языка. Например, на вопрос: «Какими частями речи может выражаться сказуемое?» ответ должен включать не только привычные: «Что делать? Что сделать?», характерные для глагола.

Богатство и насыщенность лексики порождает множество вариантов использования различных частей речи в роли главного члена предложения, обозначающего признак подлежащего, поэтому своим ученикам Валентина Цыпкина даёт важный совет: главное помнить о назначении сказуемого и, не найдя ожидаемого глагола, для проверки задать вопросы «О ком/чём идет речь?».

Фото: Фото из личного архива Валентины Цыпкиной

Современный русский язык с каждым годом всё больше усложняется, принимая в себя новые слова из иностранных языков. По наблюдениям Валентины Цыпкиной, в ученической среде есть такие заимствования, которые ребята используют, не узнав их значение:

«И не знают, как проверить их написание, а иностранные слова часто не поддаются проверке, пусть и есть попытки подвести их под правила нашего языка, но иностранное слово — есть иностранное. Например, никогда не докажешь, почему «ванна» пишется с двумя «н». Тут только один путь — нужно просто запомнить, ведь в оригинале заимствования это слово тоже пишется с двумя согласными».

На время изучения пришедших в язык слов верным спутником школьников становится обычный словарь, в котором можно узнать много интересной информации. Оказывается, что большинство слов на букву «а», от абажура и до айсберга, являются заимствованными, а единственным русским словом на эту букву — «авось».

Происхождению слов, их образованию и родственным связям отдается большое внимание на профильных олимпиадах по языку, поэтому своих учеников Валентина Цыпкина учит отличать, пришло ли слово из старославянского или имеет отличные языковые корни.

«Для ребят, принимающих участие в конкурсах и олимпиадах, базис знаний должен быть гораздо шире, чем тот, который заложен в рабочей программе учебного предмета. Они должны уделять время самостоятельной работе — читать научные книги и знакомиться с разными нормами и правилами. Но в своей работе я стараюсь по возможности добавить некоторые элементы углубленной программы — начиная со звуков. В русском языке шесть гласных звуков, с разным артикуляционным значением. Мы, опираясь на треугольник Щербы, отрабатываем их произношение различными упражнениями. Одной из моих учениц попалось задание по звукам на олимпиаде, и ей это знание там пригодилось, мне было очень приятно, что она запомнила занятия, на которых мы изучали эту тему», — рассказывает педагог.
Фото: Екатерина Городова

Подопечным, осваивающим литературу и русский язык, опытный педагог старается донести информацию, которая будет полезна как в их дальнейшем обучении, так и на протяжении всей жизни. Благодаря наставничеству Валентины Цыпкиной, многие ребята с удовольствием погружаются в изучение родного языка и стремятся развиваться в этом нелегком предмете.

«Валентина Алексеевна — очень добрый и умный учитель, наш класс её очень уважает, она к каждому из нас относится с вниманием. На своих уроках она очень интересно рассказывает о правилах русского языка, и делится полезной информацией о литературе. Видно, когда она что-то рассказывает, что она в этом заинтересована и ей хочется, чтобы мы также, как и она, интересовались русской литературой и языком. Для меня Валентина Алексеевна наставник в профильных конкурсах, она помогает придумывать идеи, помогает их реализовать и всегда поддерживает нас. Я очень рада, что учусь под её началом», — делится ученица Корочанской школы Александра Коротких.

«У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днём и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом» — эти слова Александра Пушкина как будто записаны на генетическом уровне в каждом взрослом и ребенке. Школьные уроки литературы первыми открывают двери перед учениками в увлекательный мир поэзии и прозы, дарят нам на память строчки из разных произведений, которые стали культурным кодом для каждого русского человека.

Школьная программа изучения отечественных классиков очень насыщенная и объемная. В таких условиях основная задача педагога — увлечь детей произведением, помочь понять особенности времени, в которое живут персонажи, а также уловить таящийся между строк смысл. Однако, иногда интерес к произведению в педагоге может пробудить и школьник. Валентина Цыпкина вспоминает, как её внимание к роману Булгакова привлёк один из учеников:

«Когда в свободном доступе в конце 80-х оказалась «Мастер и Маргарита», я очень хотела прочитать, но что-то не складывалось, и я отложила произведение на время. В один из учебных дней ко мне подходит ученик восьмого класса и начинает делиться своими впечатлениями — он был в восхищении. И такие у него были эмоции, что я сильно прониклась и прочла роман с карандашом в руках. Это глубокое произведение, которое занимает важное место в учебной программе».
Фото: Фото из личного архива Валентины Цыпкиной

Школьная жизнь для ребёнка — время познания, выбора предпочтений в построении будущей жизненной стратегии, время дружбы и новых открытий. А для учителя — это время непрерывного погружения в детские сердца. Диалоги о произведениях классической литературы, разбор роли тех или иных персонажей и их мотивов, понимание общего смысла произведения учеником и многое другое, возникающее в процессе обсуждения — всё это уникально с каждым учеником, с каждым классом. Всё это помогает педагогу глубже проникнуть в юные умы и помочь им разобраться в сути предмета, основываясь на индивидуальных особенностях школьников.

Учитель русского и литературы — это не только преподаватель, помогающий готовиться к итоговым экзаменам. Это человек, который может помочь раскрыть внутренний творческий потенциал и привести в удивительный и многогранный мир нашего великого и могучего языка.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Екатерина Городова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 10:52
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ОфициальноСегодня, 09:55
Заключение о результатах публичных слушаний с. Анновка
Материал
ОфициальноСегодня, 09:53
Заключение о результатах публичных слушаний с. Анновка