У каждого человека, живущего на этой земле, есть своё начало. Точка, где он появился на свет, место рождения, которое и называется малой родиной. На протяжении всей жизни мы связаны с ней невидимыми нитями и постоянно возвращаемся в своём сознании к своим корням.
Моё начало — это небольшой хутор Красная Зарёвка Мантуровского района Курской области. Бывшая помещичья усадьба на правом берегу реки Сейм. Венчает усадьбу большой, красивый сад, посаженный по всем правилам с центральной аллеей. Водяная мельница, недалеко кирпичный завод, песчаный пляж. После революции 1917 года усадьба была разграблена и разрушена. Уцелели лишь сад и мельница, которые продолжали служить людям.
В советское время на базе сада была создана овощеводческая бригада. Выращивали помидоры, капусту, арбузы, огурцы, яблоки. Наш хутор стал своего рода Меккой: со всего района приезжали жители за овощной продукцией. Руководил бригадой мой дедушка по линии мамы Сергей Соколов, прошедший всю войну и дошедший до Берлина. Он был и хранителем сада, и садоводом. По его инициативе было заложено ещё два сада. Я с моим отцом Иваном Фарафоновым принимал участие в посадке этих садов. В то время я впервые услышал слово «Короча», так саженцы были привезены из плодопитомника Корочанского района.
Уже нет хутора и дома, где я родился, но до настоящего времени мою малую родину венчает сад, величественный, осиротевший, постаревший и запущенный. Но мы не забываем наши места и ежегодно приезжаем, чтобы поклониться этой земле и побывать в саду нашего детства и юности.
В раннем детстве у меня не было возможности заниматься музыкой и развивать свои музыкальные способности. Музыкальная школа располагалась в 10 км от нашего хутора. При том транспортном сообщении и морозных зимах учиться было невозможно. Но меня окружали сельские жители, соседи, среди которых были музыканты, певцы и певуньи.
Мои родители были большими любителями попеть и поиграть. Отец, Иван Андреевич, играл на гармони, балалайке, мама, Мария Сергеевна, хорошо пела. В нашем хуторе очень широко отмечали престольный праздник иконы Владимирской Божией Матери. В этот день хутор превращался в большой карнавал. Все гости выходили из домов на улицу, становились в карагоды (пятачки) и веселились до поздней ночи. Это был синтез музыки, танца и песни, и всё это формировало во мне музыкальные способности и вкусы. Я уже учился в пятом классе, когда мой отец подарил мне баян. С этого момента началась моя музыкальная одиссея.
Я благодарен своему отцу, который очень рано заметил во мне интерес к музыке. Из его рассказов я узнал, что это была и его мечта, а также и мечта моего дедушки Андрея Фарафонова, который сам мастерил музыкальные инструменты — домры, балалайки. Но мечте его не суждено было сбыться. Помешали низкий уровень благополучия и война. Война, с которой мой дедушка не вернулся, погиб в 1945 году. Отец вернулся живым, но дважды раненым.
Мечта — это не одномоментное явление. Она остаётся с человеком на долгое время и иногда сбывается. Сбылась мечта и моя, и моего отца. Он принёс домой баян. По тому времени это был очень дорогой инструмент, так называемый баян — «Целинник». Когда началось освоение целинных земель, Тульская музыкальная фабрика получила государственный заказ на изготовление таких инструментов. Они отличались особым качеством. К баяну прилагался самоучитель игры. Так вместе с отцом мы начали осваивать этот инструмент.
С этого момента началась моя музыкальная история, моя первая школа музыкального самообразования, которой уже более 60-ти лет. Что испытывал подросток, который получил такой подарок?! Конечно, это была огромная радость, эйфория, воодушевление. Я с нетерпением ждал окончания уроков, чтобы прикоснуться к инструменту, ноги сами несли меня домой.
В то время был пик популярности баянной музыки. Появилось много композиторов и исполнителей, которые писали для баяна, делали обработки народных песен. Баян звучал по радио и телевидению, а в домах культуры и клубах он был королём музыки! На этом фоне у меня сформировалось желание посвятить себя баяну. В 1967 году я поступил в Белгородское культпросветучилище, которое окончил в 1970 году.
По музыкальным меркам я поздно начал заниматься музыкой. Мои сверстники уже окончили музыкальную школу, а я только начинал. Поэтому мне пришлось самостоятельно навёрстывать упущенное. В училище я поступал как «абитуриент без подготовки», т. е. без начального музыкального образования. В то время были очень большие конкурсы в учебные заведения культуры и искусства, и я мог не пройти по конкурсу. На экзамене по баяну присутствовали три преподавателя. Программу я играл на слух. Посоветовавшись, Валерий Ануфриев, мой будущий преподаватель по баяну, сказал: «Я беру тебя в свой класс».
На протяжении всей своей жизни с огромной благодарностью вспоминаю этого прекрасного человека, музыканта-баяниста и педагога. Его уже нет в живых, но его ученики продолжают популяризировать баянную музыку, а баян — как народный инструмент. Вот так начались моя студенческая жизнь и мой путь в профессию.
На втором курсе меня пригласили на работу в вокально-инструментальный ансамбль Старогородского дома культуры, который играл на вечерах танцев, концертных площадках Белгорода и Белгородского района. Кроме этого я работал аккомпаниатором в коллективах художественной самодеятельности двух белгородских заводов. Это была большая практика и опыт, который впоследствии мне очень пригодился.
Самым урожайным на события в моей жизни стал третий курс — выпускной. Наступил 1970 год, который был объявлен Годом столетия со дня рождения В.И. Ленина. В Белгород зачастили известные творческие коллективы и исполнители. Сводный хор музыкального училища и нашего училища начал подготовку к премьере Георгия Свиридова «Патетическая оратория», написанная по творчеству Владимира Маяковского по его поэмам «В.И. Ленин» и «Хорошо». Премьера состоялась где-то в марте. Это было грандиозное событие в культурной жизни Белгородчины.
Одновременно на сцене драматического театра имени М.С. Щепкина стояли наш сводный хор, симфонический оркестр под управлением известного дирижёра Кирилла Кондрашина, хоровая акапелла имени Юрлова. Солистом был артист Большого театра Александр Ведерников. Я больше никогда не видел столько артистов одновременно на одной сцене. Нас приветствовал сам маэстро Георгий Свиридов со своей супругой. Он писал величественную патриотическую музыку.
В то же время был объявлен приезд в Белгород дикторов Центрального телевидения: Игоря Кириллова, Нонны Бодровой, Анны Шиловой. Нашему училищу было поручено подготовить приветствие. Руководителем группы назначили преподавателя клубного дела Веру Семёновну. Она была и режиссёр и сценарист. Меня включили в группу в качестве аккомпаниатора. Приветствие получилось в полушутливой, юмористической форме. Было много аплодисментов. Зал училища был переполнен зрителями. Встреча прошла успешно. Нам была объявлена благодарность. Но главное, мы испытали чувство сопричастности от встречи с этими знаменитыми и прекрасными людьми.
Наступала пора сдачи государственных экзаменов и распределения по местам будущей работы. В это же время приближался десятилетний юбилей нашего училища. Центральное телевидение решило снять документальный фильм об этом событии. Съёмочную группу возглавляла известная журналистка и телеведущая Кира Прошутинская. Наша группа принимала активное участие в съёмках. Снимали наш оркестр народных инструментов и распределённых по местам будущей работы. Мне предложили два варианта — Сахалин и Короча. Диалог со мной вёл директор училища Михаил Ивашечкин. Мне было всё равно, где работать. Поэтому, когда я услышал слово «Короча», я вспомнил про саженцы для сада из Корочанского плодопитомника и сделал свой выбор.
Фильм два раза показывали по центральному телевидению, но я его не видел. Когда я приехал домой, мои друзья и односельчане рассказывали, что видели меня по ТВ. Было приятно. Не каждому дано было в то время попасть на телеэкран. Состоялась самая большая моя минута славы.
Впервые я ступил на Корочанскую землю 5 августа 1970 году в День освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков. Мы с моей коллегой Светланой Поповой-Баевой прибыли в отдел культуры. Нас встретили начальник отдела Василий Калашников и инспектор Анна Ефременко — прекрасные и доброжелательные люди. Нас направили в Яблоновский дом культуры. Светлану — на должность художественного руководителя, а меня — баянистом. Раньше в нашем училище диплом не выдавали после сдачи экзаменов. Диплом надо было защитить по месту работы. Мы активно включились в подготовку дипломного концерта. Был создан полноценный коллектив художественной самодеятельности, хор, солисты, чтецы, инструментальный ансамбль, художественное оформление. В ноябре состоялся дипломный концерт. Комиссия приняла его на «отлично». Нам были вручены нагрудные знаки и дипломы об окончании училища.
Большую помощь в подготовке этого мероприятия оказали председатель колхоза Забродин и председатель сельского Совета Альшаев, а также семья Чухутовых. Спасибо жителям села Яблоново, которые присутствовали на этом концерте и порадовали нас своими аплодисментами. Многих уже нет в живых, но я помню их добрые дела и поступки. Вечная им память!
Так началась моя трудовая профессиональная деятельность. Вскоре меня перевели на должность директора Яблоновского ДК. Со своими друзьями Мишей Чулковым, Женей Харламовым мы создали вокально-инструментальное трио. Играли на танцах, на концертах и других мероприятиях. Это было незабываемое время нашей весёлой молодости.
Весной 1973 года заведующий отделом культуры Николай Кожанов предложил мне перейти на работу в районный Дом культуры на должность методиста по художественной самодеятельности. Я предложение принял. Некоторое время спустя директора РДК Анатолия Кузнецова перевели на работу в Белгородский драматический театр имени М.С. Щепкина. Меня назначили на его должность, в которой я проработал 10 лет.
Начал с кадров. После окончания Белгородского училища в район пришли молодые специалисты Мария Миронцова, Антонина Смолякова, Валентина Клименко, Женя Косых, Валентина Алексеева, Наташа Савчук, Нина Буняева, Татьяна Мурзина и другие. Был создан профессиональный творческий коллектив работников культуры, а также новые коллективы художественной самодеятельности: танцевальный ансамбль, ансамбль бального танца, которым руководила Людмила Власенко, вокально-инструментальный ансамбль, агитбригада.
Активизировали свою работу народный театр (режиссёр Евгений Орловский), духовой оркестр (руководитель Илья Кузнецов). Большую помощь в организации мероприятий играл, созданный на базе автопредприятия вокально-инструментальный ансамбль «Клаксон» (руководитель Валерий Мирошников). Хочу выразить признательность и большую благодарность всем своим коллегам, а также участникам творческих коллективов, которые создавали хорошее настроение и обеспечивали отдых жителям нашего района. Неоценимую поддержку оказывали руководители района Анатолий Четвергов, Мария Деркач, Геннадий Гридчин, Николай Щендрыгин и многие другие.
В 1984 году я возглавил дирекцию Корочанской киносети, которая занималась организацией кинообслуживания населения. Отработав пять лет в кинофикации, я был приглашён первый секретарём РК КПСС Николаем Калининым на должность заведующего отделом культуры райисполкома. Это было непростое перестроечное время. В этот период областное управление культуры возглавил Андрей Кулабухов. Самый эффективный управленец из всех своих предшественников. Он создал новый образ белгородской культуры, в основу которого было заложено сохранение и развитие традиционной русской культуры.
Он инициировал принятие более десятка постановлений главы Белгородской области по вопросам развития культурного пространства нашего региона. Но самым важным было постановление о передаче домов культуры и клубов на баланс администраций городов и районов области, обезопасив их от продажи колхозами, как своей собственности. Вектор направления был выбран. Вокруг Кулабухова объединились все творческие силы нашей области. Были созданы новые творческие коллективы, культура вышла на новый уровень. В районах появились Дома ремёсел.
В нашем районе была принята первая программа развития культуры и искусства. В её рамках появились штатные духовой оркестр, оркестр народных инструментов, хореографические ансамбли «Рассвет», «Дубравушка», вокальные ансамбли «Весна», «Млада», «Бехтеяночка», Дом ремёсел, кружки декоративно-прикладного творчества и многое другие творческие коллективы, которые определяли лицо Корочанской культуры.
Я благодарен судьбе за многие творческие встречи, которые волею судьбы были в моей жизни. По сей день я служу нашему образцовому хореографическому ансамблю народного танца «Дубравушка» в качестве концертмейстера. Очень жаль, что баян утратил свою былую славу. Но очень надеюсь, что через какое-то время баян снова зазвучит на сценических площадках. Я в это верю!