С основами вязания Надежду Безбенко ещё в школе познакомила учитель Татьяна Сиротенко. На уроках технологии она терпеливо обучала школьников владеть крючком и спицами, показывала, как делать петли и столбики. Маленькая Надя схватывала всё на лету. Ей нравилось держать в руках тёплые клубочки разноцветных ниток и плести из них замысловатые узоры.
«Крючки и пряжа стоили тогда дёшево, купить их можно было почти в каждом магазине. Вязанием в нашей семье занима.тся уже три поколения женщин. Всё началось с мамы. Она работала санитаркой в больнице. Прекрасно вязала, при том, что раньше схемы трудно было найти. Большую часть своих изделий делала, основываясь на собственном опыте и интуиции. Весь дом был украшен мамиными подзолами и наволочками с вышивкой. Когда училась в Белгороде, у одногруппниц просила на выходные шапки с красивыми узорами. Мама легко расшифровывала схемы и к понедельнику вязала для меня аналогичные головные уборы. Однажды в клуне — у нас так сарай называли — нашла мамин чемоданчик, в котором лежала наволочка с вставкой вязанной крючком. От времени он потеряла вид. Жаль было выбрасывать мамин труд. Я решила восстановить эту работу. Времени потратила много, но результат превзошёл ожидания: мне удалось повторить узор», — поделилась детскими воспоминаниями рукодельница.
С годами интенсивность вязания спала: семья, дети, работа. Крючок и пряжу брала в руки больше по необходимости. В 80–90-е годы из одежды трудно было что-то купить, поэтому детям вязала кофточки, штанишки, себя радовала ажурными костюмами и жилетками.
Игрушки и куклы в жизнь Надежды Безбенко стремительно «ворвались» 13 лет назад. Сейчас её квартира похожа на профессиональную мастерскую, в которой ровными рядами разложены километры цветной пряжи, разных размеров крючки, всевозможные ленточки и бантики.
«Как-то раз дочь спросила у меня: «Ты не знаешь, что такое кольцо амигуруми?» Термин я тогда услышала впервые и даже представить себе не могла, что он означает. Оказалось это один из приёмов начала вязания крючком круглых элементов. Его широко используют при вязании шапок, шляпок, панамок, корзинок, игрушек, цветов, шариков, мелких деталей. Основоположниками этого искусства являются японцы», — рассказывает мастерица.
Особенности нового и неизвестного способа помог раскрыть Интернет. Надежда Безбенко нашла обучающий мастер-класс, просмотрев который быстро разобралась во всех тонкостях японского искусства. Технологию объясняли на примере вязания вишенки. Вслед за опытным мастером из видео Надежда Безбенко в точности повторяла каждое движение крючком.
«Не передать словами, сколько было радости и счастья от того, что это чудо я создала своими руками. Больше всего меня удивило, что такая простая вязаная вещь может излучать столько энергии», — делится она.
Первый опыт оказался очень удачным. Теперь рукодельница вяжет кукол, героев из любимых советских мультфильмов, создает реалистичных персонажей сказочного фольклора. Свои работы она дарит родным и близким, а также вяжет на заказ. Художественное чувство позволяет Надежде Безбенко создавать гармоничные и выразительные образы. Во всех работах максимально проработаны черты лица, костюмы и сопутствующие характерные детали. А сочетание различных материалов, текстур и цветов подчёркивает в каждой игрушке уникальность и индивидуальность.
Корочанка прекрасно помнит все свои работы. Мастерица отмечает, что каждая имеет свою особенную историю. Листая фотографии в телефоне, Надежда Безбенко останавливается на снимке аиста, который держит в клюве конвертик с новорождённым.
«Девушка попросила связать именно такую игрушку. Она рассказала, что у них с мужем нет детей. Я спросила: «Вам девочку или мальчика?» «Девочку», — ответила заказчица. Совпадение или нет, но через время она написала, что у них родилась долгожданная, здоровая дочка», — делится мастерица.
Чтобы вывязывать бесконечные воздушные петли, столбики и полустолбики нужно огромное терпение. Сначала Надежда Безбенко делает заготовки: туловище, ручки, ножки, потом связывает их вместе. Лицо куклам: контур глаз, брови, ресницы — формирует в последнюю очередь. Мастерица отмечает, что когда образ готов становится понятным, какой будит мимика. Округлость щёк регулирует утяжкой. Постепенно неказистый шарик-голова приобретает черты какого-либо персонажа. Последний штрих — волосы.
«Сложнее всего придать образу эмоцию. С дракончиками, мишками, Лунтиками проще: они в основном все добрые, редко когда бывают сердитыми. С куклами всё иначе. Иногда нужна весёлая девочка, а получается суровая тётка. Приходится переделывать. Может даже не один день пройти, пока добьёшься желаемого результата. Здесь важна каждая деталь. Если глазки разместить на большую ширину — выражение лица получится наивным и простодушным. Если поближе — умненьким и добрым», — поясняет Надежда Безбенко.
За работу рукодельница садится только, когда сделает все домашние дела. Во время этого увлекательного занятия Надежда Безбенко испытывает умиротворение. Она погружается в процесс и наслаждается каждым его моментом от первой до последней петельки. Вначале своего творческого пути корочанка пользовалась простыми инструментами и материалами. Но когда вышла на более профессиональный уровень дала себе обещание — работать только с профессиональными материалами.
«От качества пряжи зависит всё — форма, долговечность, внешний вид изделия. Многие заказывают игрушки для своих детей, поэтому я использую только проверенные нити. Вязание ещё хорошо тем, что вещь можно распустить и использовать пряжу снова. Перед повторным вязанием обязательно восстанавливаю объём нити. Стираю в теплой воде с моющим средством для шерсти, потом хорошо просушиваю и сматываю клубок. Крючки использую Clover. Они прочные и удобно лежат в руке», — рассказывает Надежда Безбенко.
Сейчас крючок и нитки — лучшие друзья Надежды Безбенко и её дочери, которая тоже любит вязать. Они вместе состоят в региональной общественной организации «Мастера Белогорья». Это сообщество объединяет мастеров различных направлений декоративно-прикладного творчества. Мама и дочь нашли здесь возможность для реализации своих трудов, а также почерпнули много новых знаний и техник вязания кукол.
«Впервые с «Мастерами Белогорья» познакомились в белгородском «Сити молле». Мы с дочерью поехали в торговый центр за покупками. На первом этаже увидели выставку кукол и не смогли от неё оторваться. Эмоции зашкаливали от увиденных работ: изящные, загадочные и такие разные, каждая со своим характером и темпераментом. Мы с дочерью вступили в организацию. Вместе с коллегами начали ездить на фестивали и конкурсы: были в Холках Чернянского района, в селе Хотмыжск Борисовского района, в парке регионального значения «Ключи» Прохоровского района. Участвовали в торжествах, приуроченных ко Дню города Белгорода. Выставляли свои работы на «Яблочном спасе» в Короче», — рассказывает Надежда Безбенко.
Своим умением вязать Надежда Безбенко и её дочь радуют солдат, находящихся в зоне специальной операции. За ленточку они отправляют ребятам носки. Рукодельницы уверены, что добрая весточка из дома поддержит моральный дух солдат, напомнит о том, как их ждут родные и близкие.
«Очень хочется, чтобы наши ребята, которые находятся на передовой и борются с врагом, почувствовали заботу и тепло, которых им сейчас так не хватает», — отмечает рукодельница.
На передовую они отправили несколько десятков вязаных тёплых изделий. В ход пошли собственные запасы ниток. Большую помощь с материалом оказал коллега дочери. Он купил гараж и во время уборки обнаружил в нём чемодан с шерстяной пряжей. Её постирали, тщательно просушили и пустили в дело.
Разговаривая на тему СВО, Надежда Безбенко показала маленьких Чебурашек, которых тоже передают солдатам. Для бойцов они стали новым символом поддержки. Небольшие игрушки помещаются в ладонь. Зато каждая связана с любовью и нежностью, потому и ценится на передовой. В зону СВО «отправились» больше 100 милых ушастиков. Военнослужащие носят их в рюкзаках, прикрепляют на одежду или вешают в боевую машину. Они считают, что так Чебурашка точно принесёт удачу.
«Ребята называют его талисманом. Знаете, сколько у них счастья и радости в глазах, когда они получают такие подарки, которые согревает им душу и сердце. Один раз вместо Чебурашки попросили связать щуку. Фигурку заказал военнослужащий с позывным «Рыбак», — продолжает корочанка.
Творчество наполняет Надежду Безбенко новыми впечатлениями, чувствами и эмоциями. Она мгновенно загорается неизвестными видами рукоделья и быстро их осваивает. Надежда Безбенко одна из немногих белгородских мастеров, кто освоил старинную технику чичковского плетения тряпичных ковров. Ею пользовалась старожилы, проживающие на территории Усть-Удинского района Иркутской области. Больше нигде в России этот способ не встречается.
«Впервые чичковский коврик обнаружили в 2006 году. В прошлом году его признали объектом нематериального культурного наследия федерального значения. При изготовлении коврика используется полотняное переплетение тряпичных дранок — лент. Их может быть бесконечное множество. Мне удобнее работать, когда их 12. Они не путаются, и рисунок получается чёткий. В основе узора лежит вихревая розетта — орнамент, от которого расходятся односторонние вогнутые дуги. Плетут коврик без применения крючка», — поясняет мастер.
Корочанка делает круглые и овальные коврики. Их удобно использовать в быту, они долго служат и просты в уходе. А ещё это прекрасный вариант дать вторую жизнь старым и ненужным вещам: футболкам, непригодным полотенцам, любым элементам гардероба.
Игрушки, куклы, салфетки, коврики, сделанные Надеждой Безбенко, вызывают небывалый восторг. Вся эта красота пронизана душевным счастьем и эйфорией, которые испытывает корочанка в процессе работы. Именно эмоции вдохновляют её на ещё более смелые задумки. Мечтает рукодельница связать большой мягкий и пушистый плед, который будет украшен оригинальными яркими узорами. Не в её характере останавливаться на полпути к цели, а значит, в скором времени, и эта фантазия станет реальностью.