Такого никогда не было, замечает председатель хозяйства Александр Мамонтов, но в то же время философски рассуждает: от капризов природы не застрахован никто. И, несмотря на то, что урожая в этом году не будет, продолжает ухаживать за своим большим и красивым садом, который вместе с семьёй взращивает вот уже 12 лет.
Александр Викторович родился в городе Талдыкорган, в стране, которая считается родиной одомашненной яблони. В 2001 году после окончания Мичуринского аграрного университета в Тамбовской области перебрался в Корочу. Там десять лет набирался опыта, работая в местном плодопитомнике.
«Нахватался, натренировался, – рассказывает он. – И в 2012 году посадил свой первый яблоневый сад рядом с домом. За этим гектаром мы бережно ухаживали вместе с отцом. Проблем у нас никаких не было, потому что делали всё с любовью и удовольствием. И со временем поняли, что можно расширяться дальше. Спустя четыре года взяли участок и посадили ещё 12 гектаров».
Сегодня яблоневые сады Мамонтовых занимают площадь около 30 гектаров. Часть земли засадили черешней, чтобы было что предложить своим постоянным покупателям не только осенью, но и летом. За предприимчивыми односельчанами потянулись и соседи. Так у Мамонтовых появился собственный питомник, в котором сегодня выращивают около 100 тысяч саженцев. За молодыми деревцами приходят не только односельчане, но приезжают из всех районов Белгородской области и даже из Татарстана. А чтобы помочь начинающим погореловским садоводам развиваться, Александр Мамонтов организовал кооператив «Алма».
«Алма – по-казахски значит яблоко, – говорит он. – Всех соседей увлекли садоводством. Теперь Погореловка и её окрестности – один сплошной яблоневый сад».
Мы прохаживаемся между ровными рядами ухоженных деревьев в том самом первом саду, с которого начиналась большая история Мамонтовых. И Александр Викторович снова сетует на майские морозы:
«В этом году зима была тёплая, цвело всё хорошо, пчела летала, завязь была. Ну а потом… Просто всё почернело и попадало на землю. Больно смотреть. В нашем регионе ввели режим ЧС из-за заморозков. К нам приезжала комиссия, оценивала. Потом мы подали документы в министерство сельского хозяйства. Вот ждём компенсацию, потому что урожая в этом году не будет совсем».
По словам Мамонтова, прошлый год, напротив, был очень хорошим. Тогда в их хозяйстве собрали больше 260 тонн плодов. И обеспечили яблоками не только обычных покупателей, но и детские сады и школы Корочанского района. В этом году решили сосредоточиться на саженцах, надеясь, что с их помощью смогут пережить непростые времена. Но и о пострадавших садах не забывают, ухаживают за ними как должно.
«Вот мой сын Пашка, – знакомит нас с высоким крепким парнем Александр Викторович. – Он мне здесь помогает, отвечает за покос травы».
Паша подтверждает:
«Слежу, чтобы всё аккуратно было. На косилке здесь езжу, убираю траву между деревьями. На большом участке папа на тракторе это делает».
Показывается с секатором в руках и представитель старшего поколения Мамонтовых – Виктор Андреевич. С этим первым садом он помогал сыну больше всех. Теперь же с головой ушёл в выращивание роз и винограда.
«По профессии я строитель, но меня всегда тянуло к земле, – говорит он. – Лозы сажаю сколько себя помню, больше 50 лет, наверное. Я из Джамбула, там этим и заболел. А сорта у меня здесь самые разные, в основном ранние: «велес», «голд фингер», «лорано», «преображение». Есть и винные сорта, из которых делаю вино».
Познакомившись с семьёй Мамонтовых и осмотрев их первый сад, отправляемся на территорию основного хозяйства, которое находится неподалёку. И теперь уже Александр Викторович перечисляет сорта посаженных им яблонь: «гала маст», «рихард», «хани крисп». Но больше всего «лигола».
«Это вообще мой любимый сорт, – улыбается садовод. – Потому что плоды крупные, красные. Бывают случаи, до полутора килограммов одно яблоко вырастает. И дерево у этого сорта идеальной формы, похоже на ёлочку. Слаборослое, но очень красивое».
Въезжаем в распахнутые ворота. Справа – черешня, слева – молодой сад, посаженный в прошлом году:
«Тут мы добавили новые сорта – «чемпион» и «дарк идол». И вот достраиваем наше фруктохранилище. В прошлом году мы выиграли грант от министерства сельского хозяйства на развитие семейной формы. Получили 6 миллионов рублей, а 4 миллиона вложили сами, в порядке софинансирования. Осталось закончить внутреннюю отделку и завершить благоустройство: деревца посадить, скамейки поставить, турник для рабочих».
Как замечает Александр Викторович, с большинством задач в его хозяйстве стараются справляться своими силами. А наёмных рабочих привлекают в основном к сбору урожая в сентябре–октябре. Как правило, с этим прекрасно справляются студенты Корочанского сельскохозяйственного техникума, которые так и зарабатывают, и закрывают практику.
«Обычно берём человек 10–15, – объясняет он. – Иногда привлекаем студентов зимой, чтобы они помогли нам с обрезкой деревьев».
Рассказывая об этом, Александр Викторович демонстрирует и не совсем обычную технику, которую тестируют в корочанском хозяйстве с прошлого года. Это как раз тот самый фронтальный обрезчик деревьев, с помощью которого зимой убирают с яблонь лишние ветки. Есть здесь и специальная метёлка, которая помогает собрать упавшие ветки и листья вокруг стволов, и фреза для рыхления почвы. Всю эту технику изготовил для Мамонтова шебекинский умелец Сергей Тихомиров.
«Мы выиграли очередной грант, – объясняет садовод. – И нам понадобилось на эти средства закупить определённую технику. Вообще она импортная, дорогостоящая. А потому мы попросили Сергея Александровича помочь. Если бы мы покупали всё это самостоятельно, потратили бы около двух миллионов рублей. А он нам сделал всё за 600 тысяч. Этот мастер сотрудничает со многими садоводами в Белгородской области, много техники отправляет в Крым. И она действительно прекрасно работает и ничем не уступает импортной».
Александр Викторович по-хозяйски накрывает обрезчик, закрывает дверь во фруктохранилище и между делом рассказывает, что поймал вчера в саду двух зайчат, которые подъедали деревья. Садовод изловил ушастых и отправил в клетку на временное жительство, чтобы потом вынести за забор. Пока мы наблюдаем за маленькими вредителями, Мамонтов замечает:
«Как бы то ни было, эти сады – моя жизнь. Даже сейчас, когда урожая нет, всё равно косим, обрабатываем, ухаживаем, чтобы было красиво, хорошо. Чтобы в будущем году был богатый урожай. Чтобы мы радовались цветению, ждали яблок».
Есть у садовода и свои планы. Подсадить со временем и ранние сорта яблонь, чтобы растянуть сбор урожая, попробовать выращивать абрикосы. И самое главное, несмотря на трудности, развивать легендарное корочанское садоводство, как это делали настоящие мастера своего дела сто лет назад.
Анастасия Состина, газета «Белгородская правда»