Мошенники начали использовать новые сценарии обмана граждан. Способы совместили в себе сразу несколько вариантов: с участием псевдосотрудников банков, операторов связи, «Госуслуг», полиции, ФСБ.
Первоначально клиенту звонит якобы сотовый оператор и сообщает, что заканчивается договор на услуги связи – срок действия сим-карты истекает. Для того, чтобы продолжить ею пользоваться, нужен код из смс. После этого мошенники открыто заявляют в разговоре клиенту, что его обманули. Это нужно, чтобы запугать человека и обманом заставить его действовать по указке следующих звонящих, которые уже представляются сотрудниками финмониторинга, «Госуслуг», полиции, ФСБ. Они дают инструкции клиенту, которые должны спасти деньги и поймать банду мошенников, вошедших в сговор с сотрудниками банка. На самом деле вместо спасения своих сбережений клиент самостоятельно кладёт деньги на счёт мошенников через банкомат.
«В разговоре мошенники используют психологические уловки, давление, запугивания. Запомните: ни один оператор сотовой связи не станет звонить для продления договора и тем более запрашивать код из смс. Договоры на услуги связи бессрочные», – рассказал начальник ОМВД России по Корочанскому району, подполковник полиции Николай Добрынин.
Николай Сергеевич отметил, что также могут позвонить псевдосотрудники сайта «Госуслуги». Они говорят, что увидели подозрительную активность в личном кабинете, и предупреждают, что переведут разговор на сотрудника якобы финмониторинга, полиции либо ФСБ.
«Под разными предлогами мошенники просят установить программу удалённого доступа, которая позволяет видеть всё, что происходит на экране мобильного телефона. Они могут называть это антивирусом или технической программой банка, чтобы якобы отследить действия недобросовестных сотрудников этого банка, которые работают в связке с мошенниками», – добавил Николай Сергеевич.
Злоумышленники используют программы, чтобы увидеть, сколько у клиента денег на счету. Это помогает им сильнее втереться в доверие – ведь такой информацией, по мнению запуганных жертв, могут владеть только спецслужбы, сотрудники банков. Кроме того, программа позволяет отслеживать коды, которые высвечиваются в банковском приложении, – эти коды запрашивают сами мошенники в сервисах для переводов с карты на карту, чтобы вывести деньги со счёта клиента.
После установки «антивируса» мошенники просят зайти в приложения банков. Дальше они сообщают, что им требуется помощь, чтобы поймать недобросовестных сотрудников банка, которые помогают мошенникам. Аферисты говорят, что для поимки преступников с потерпевшим свяжется сотрудник полиции или ФСБ, как правило, Московского отдела, который расскажет, что нужно сделать. Якобы сотрудник может также позвонить по видеосвязи с использованием различных мессенджеров («Ватсап», «Вайбер», «Телеграм»), может быть одет в специальную форму либо форма будет находиться рядом. Это делается для того, чтобы сильнее втереться в доверие и запугать потерпевшего. Также звонящий предупреждает об уголовной ответственности, если потерпевший не будет действовать по его инструкциям, может угрожать преследованием со стороны органов внутренних дел, ФСБ.
В некоторых случаях мошенники вызывают такси, чтобы помочь жертве проехать к банкоматам. После этого аферисты просят снять деньги и перевести их на указанный ими счёт.
Мошенники используют уловку с банкоматами, а также якобы безопасными ячейками. Они убеждают клиента, что его деньги в опасности и их нужно снять, потому что к счёту получили доступ недобросовестные сотрудники банка.
Есть и другой вариант сценария – это якобы помощь полиции. Клиенты в таких ситуациях уверены, что снимают не свои деньги, а деньги, выделенные для спецрасследования. При этом операции, которые они видят в приложении, на самом деле не настоящие.
Также мошенники могут представляться сотрудниками Пенсионного фонда России и сообщать, что размер текущей пенсии можно увеличить, поскольку якобы обнаружен неучтённый трудовой стаж.
Потенциальную жертву приглашают на консультацию в МФЦ или отделение Пенсионного фонда. Причём мошенники называют настоящие адреса центров или отделений регионов. Дальше для записи на приём человека просят сообщить данные паспорта, СНИЛС, ИНН и назвать код из смс-сообщения. С помощью этих данных мошенники получают доступ к учётной записи человека на портале «Госуслуги», а затем могут онлайн оформить на жертву кредит.
«В последнее время в Белгородской области подобные случаи совершения мошенничеств, к сожалению, участились. Чтобы не стать жертвой мошенников, ни в коем случае не перечисляйте никому деньги. Не доверяйте звонкам от неизвестных вам людей. Хочу обратиться к молодёжи: расскажите своим пожилым родственникам, как вести себя в такой ситуации. Убедите в необходимости незамедлительно звонить вам во всех подозрительных случаях. Будьте с ними всегда на связи и оказывайте им помощь и поддержку», – отметил Николай Добрынин.
Светлана Толмачева,
старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска ОМВД России по Корочанскому району, майор полиции