А тут ещё подруги начали хлопотать: «Никифоровна, смотри там! Не накручивай себя! Не грусти! Выбери лучше поскорее себе хобби!» Сказано – сделано: вмиг нашла творческую отдушину – вышивку.
Шутит, теперь её маленькая «мастерская» обосновалась прямо на кухне, где «прописался» телевизор, уютное креслице и маленький столик со всей необходимой утварью: иголками, пяльцами, нитками, схемами для вышивки… Под звуки новостей, телевизионных программ или сериалов старательно вышивает крестик за крестиком.
«Вышивка – хобби, рождающее спокойствие в душе. Придёшь. Спокойненько посидишь. Прикинешь, что и где будет. Подберёшь каждую ниточку. Продумаешь каждый стежок. Спокойно и хорошо становится на душе», – говорит Татьяна Никифоровна.
Татьяна Чекрыгина – коренная корочанка. Родилась в с. Короткое. Здесь же всю жизнь и прожили её родители. Отец – участник Великой Отечественной войны. Дошёл до Берлина. После войны ещё пять лет прослужил в Германии. Как вернулся в родное село, женился.
«В семье у нас было пятеро детей. Я – самая старшенькая. Родилась в 1952 году, сестра – в 1954-м. И каждые два года в нашей семье было пополнение, пока не стало пятеро детей. Тогда все семьи в основном были многодетными», – вспоминает Татьяна Чекрыгина.
Окончив школу, призадумалась, а куда же податься дальше? Выбор был не велик: шли или в педучилище, или в мед.
«Медики и учителя очень нужны были, поэтому я решила поступить в Валуйское педучилище», – говорит Татьяна Никифоровна.
Его Таня окончила в 1971 году. Дипломированного специалиста тут же отправили по распределению… в Чечню. Небольшое село Бачи-Юрт, что в Шалинском районе. В Чеченской республике предстояло проработать три года. Страшно? Да! Одно грело душу: отправилась в дальнее путешествие не одна, с одногруппниками – новоиспечёнными учителями. Приехали в село, а там – две школы. Дефицит кадров такой сильный, что решили «поделить» прибывших учителей поровну: двоих – в восьмилетку, ещё двоих – в среднюю школу.
Татьяна Никифоровна попала в восьмилетнюю школу. Работала в две смены: в первой преподавала в начальных классах, во вторую вела русский язык и литературу. К слову, вернувшись на родную Белгородчину, Татьяна Никифоровна к среднему специальному образованию добавила и высшее – окончила БелГУ по специальности учителя русского языка и литературы.
Что скрывать, трудно было поначалу привыкнуть. Ребята не знали ни слова по-русски, Татьяна Никифоровна – по-чеченски. Приходилось буквально на пальцах изъясняться. Находили какие-то картинки, предметы, чтобы показать и рассказать. Сложнее всего было объяснить ребятне глаголы.
«Помню, один раз ударила указкой по столу. Мальчишка-школьник от неожиданности аж подпрыгнул, испугался. Говорю ученикам: «Махмуд испугался». Они: «Махмуд испугался… Махмуд испугался…» Начали повторять и поняли значение слова. Хорошо, помогали местные учителя», – рассказывает Татьяна Чекрыгина.
Запомнилось и то, что многие дети попросту не ходили в школу. Приходишь в класс, а там пять человек, но по списку 25. Приходилось буквально собирать их.
«Бежали к завучу: что делать, как быть? Выход – подворовой обход. Собирались и шли в каждый двор, напоминали: «Пора идти в школу! Будите ходить?» После напоминаний приходили», – вспоминает Татьяна Чекрыгина.
В 1974-м вернулась в родное Короткое. Хотела ли куда-то уехать? Что скрывать, изредка подумывала. Но в Коротком были родственники, родная школа и… любимый парень. К слову, Иван Александрович работал учителем физической культуры в Коротковской школе. Все три года он слал письма возлюбленной, ждал редких свиданий на каникулах. Дождался! Вернулась! Устроилась в родную школу учительницей начальных классов.
В 1975-м родила дочь Люду, в 1986-м – Иру. Два-три месяца в декретном отпуске – и снова мчалась в школу учить детишек. Спасибо бабушкам и родителям, приглядывали за малышками. Домашние хлопоты (а были в их хозяйстве корова, поросята, телята…) совмещала с директорствованием: 32 года, с 1979‑го по 2011-й, возглавляла Коротковскую школу. Сейчас её нет в селе. Закрыли. Но тёплые воспоминания о ней, признаётся, никогда не сотрутся в памяти:
«Школа большая была. Мы вели экспериментальную работу по созданию модели русской национальной школы. То есть где-то 10 % учебного материала было национального характера. К примеру, физкультура. Играли в народные игры. На русском языке рассматривали местные диалекты, на литературе изучали поэтов и писателей Белгородчины… А какой у нас был музей! Собрали свою книгу памяти, в которую вошли фото и информация обо всех участниках Великой Отечественной войны – уроженцах Короткого. А сколько было кружков: лозоплетение, вышивка, бисероплетение…»
Признаётся, когда работала – некогда было заниматься творчеством, разве только в детстве чуть-чуть в школе на уроках мастерила. Но знала всегда, что семья её – рукодельная: мама Мария Александровна вышивала гладью, а бабушка Прасковья Егоровна занималась ткачеством. Дома у неё стоял ткацкий станок, на нём она ткала ковры из настоящей шерсти. Приходили к ней даже с заказами из других сёл.
«Может быть, любовь к рукоделию передалась мне от мамы и бабушки, – рассуждает Татьяна Никифоровна. – Только проснулась она, когда я вышла на пенсию. Серьёзно увлеклась вышивкой я в 2012 году. Меня так захватило новое хобби, что я порой могла и до двух часов ночи сидеть за вышивкой крестиком. Бывало, утром звоню подруге, а на другом конце трубки раздаётся: «Знаешь! А я вообще ещё не спала!» Действительно, так хочется побыстрее вышить всё, чтобы увидеть, что же получится!»
Вспоминает, в самом начале своего творческого увлечения тренировались на набитых картинках, после – перешли на канву. Находили схемы в журналах, потом стали искать их в Интернете, распечатывали с подругами и делились копиями друг с дружкой. Говорит, у них даже со временем возник настоящий подряд рукодельниц. Втроём-вчетвером собираются и вышивают вместе. Кто первым соберётся в город, принимает заказы: что кому для рукоделия привезти. А ещё родственники радуют – привозят готовые наборы для вышивки картин, где уже собрано всё необходимое.
Как говорит Татьяна Чекрыгина, сама сюжеты для картин она редко придумывает. В основном находит схемы и по ним вышивает. Признаётся, вкусы у неё переменчивые: одно время вышивала женские образы (портреты Элизабет Тейлор, принцессы Монако, Одри Хепбёрн…), картины («Земское собрание», «Венский вальс», «Незнакомка»…), расшивала наволочки для подушек, салфетки, рушники. Приелось – перешла на пейзажи. А был год, когда вышивала иконы бисером. Порядка 22 икон сделала. А как-то дочерям решила сделать по целому комплекту – скатерть, рушники с салфетками. Почти год ушёл на один такой подарок.
50, 60, 70… «Бабуль, а сколько же картин у тебя уже вышито?» – как-то полюбопытствовал внук. Так и не удалось сосчитать (да и зачем?!), ведь дома у Татьяны Никифоровны осталась лишь часть. Остальные разъехались подарками на дни рождения и юбилеи. «Прописались» в домах дочерей, родственников и друзей. Нашлось им место и на кухне, и в зале, и в прихожей… На заказ не вышивает. Посчитали как-то с внуком: материалы для вышивки, рамка плюс ручной труд – получилось слишком дорого. Навряд ли кто-то решится купить.
«В среднем на картину уходит около трёх-четырёх месяцев, на чуть поменьше – около одного-двух. Но это если не отвлекаться и каждый день вышивать по чуть-чуть. В основном вышивка – осенне-зимнее занятие, когда дела огородные могут подождать», – говорит Татьяна Никифоровна.
Сейчас она увлеклась картинами известных художников. Столько идей: «Грачи прилетели» Саврасова, «Алёнушка» Васнецова, «Охотники на привале» Перова… Вот закончится лето и можно запасаться нитками!
Ольга Гузь