Начался террор, сопротивление которому привело к росту освободительного движения на оккупированных территориях: из русского и украинского населения стали формироваться партизанские отряды. Они постепенно объединялись в более мощные образования с целью освобождения родных мест от иноземных захватчиков.
В настоящее время история, к сожалению, повторяется: со стороны враждебно настроенной Украины обстреливаются города и сёла области, город Белгород. И Россия вновь укрепляет свои границы на белгородском направлении. Украинскими националистами, иностранными агентами и наёмниками снова проводится колоссальная работа по дестабилизации российского общества и осуществляется попытка поставить Россию на колени. Поэтому сегодня важно вернуться к прошлому.
106 лет назад, 27 сентября 1918 года, разрозненным партизанским отрядам, объединившимся в мощную боевую единицу, был присвоен номер с последующим вхождением в состав Рабоче-крестьянской Красной армии. Так появился 6-й Корочанский повстанческий полк.
Ответственность по созданию полка, по предложению коменданта станции Ржава Курской губернии Павла Павловича Кайдалова – идейного борца за советскую власть, взял на себя белгородец Михаил Иванович Демченко, так как советское правительство и Красная армия, связанные мирным договором с Германией, не могли выполнить эту важную миссию.
В годы Первой мировой войны Демченко и Кайдалов служили в одном полку. Зная Демченко исключительно с положительной стороны, Павел Кайдалов ни на минуту не усомнился в своём выборе. Поддержал идею брата об объединении повстанцев и Семён Кайдалов, заведующий войсковыми складами города Обоянь.
Для согласования данной инициативы братья отправили Михаила Демченко в город Корочу к уездному военному комиссару Петру Никитичу Подпорину с рекомендательным письмом от Семёна Кайдалова. Военком не только поддержал идею о воссоединении разрозненных партизанских отрядов Курской губернии и повстанцев с Украины в единую боевую единицу, но и совместно с уездным секретарём РСДРП (б) Рюмшиным предпринял организационные мероприятия. Было принято решение создавать отряд на нейтральной полосе в селе Заячье. Доступ на эту территорию был запрещён как советской, так и германской стороне. Соответственно РСФСР не несла ответственности за всё, что происходило в её пределах. Тем самым не нарушались условия мира с Германией. Учитывая, что Михаил Демченко был беспартийным, уездный секретарь партии в помощь ему в качестве комиссара направил опытного бойца революции, проверенного моряка, уроженца слободы Великомихайловка Новооскольского уезда Курской губернии Фому Яковлевича Короткого.
Для создания отряда Михаилу Ивановичу и Фоме Яковлевичу пришлось пройти и проехать сотни километров по территории нейтральной зоны в поисках борцов за советскую власть.
Фома Короткий побывал у себя на родине в селе Великомихайловка. Ему удалось собрать в отряд около сотни добровольцев. Это были матросы Новооскольского гарнизона.
Михаил Иванович в своём походе встретил партизанский отряд Григория Молчанова. Под предводительством своего командира весь отряд влился в 6-й Корочанский полк, а Молчанов был назначен командиром первого батальона.
Весть о формировании в селе Заячье партизанского полка распространилась молниеносно. Летом 1918 года в село прибыл партизанский отряд, который возглавлял житель Шебекинской волости Николай Митрофанович Стрельцов. Бойцы его отряда уже имели опыт борьбы с оккупантами, три месяца активно действуя на территории Украины в тылу врага. Стрельцов возглавил третий батальон.
Прибыл в Заячье и конный отряд Антона Егоровича Литвякова (Литвяка), уроженца села Рождественское Курской губернии Белгородского уезда.
К августу в полку была сформирована полковая разведка. Ею командовал уроженец села Гостищево, моряк с корабля «Три святителя» Григорий Игнатьевич Беседин.
По его направлению из Харьковской губернии в полк прибыл вооружённый партизанский отряд Петра Моисеевича Радченко. Во главе со своим командиром бойцы составили основу второго батальона.
С увеличением численности полка всё серьёзней вставал вопрос о снабжении личного состава оружием и продовольствием и об удержании людей от самовольных боевых действий с неприятелем. Демченко и Короткий вынуждены были часто отлучаться в нейтральную зону для объединения других отрядов и отдельных повстанцев в создаваемый полк. В это время командиры подразделений на свой страх и риск организовывали вылазки на оккупированную немцами территорию, где в жестоких схватках с противником добывали оружие и продовольствие. Всё это делалось втайне от руководителей полка. Такие вылазки были очень рискованными и вызывали бурю негодования.
Демченко обратился за помощью к корочанскому комиссару Подпорину: «Для ведения порядка в полку нужны руководители. Подбери путных. И, главное, такого, чтобы командиром полка стал. И комиссар тоже нужен».
Подпорин решил этот вопрос. В расположение полка прибыли комиссар по фамилии Мороз и командир полка, опытный боевой офицер, участник Первой мировой войны Яков Александрович Кисиль. С их прибытием были приняты меры по приведению полка в боевую готовность. Фома Яковлевич Короткий стал заместителем комиссара, а Михаил Иванович Демченко – помощником командира полка по оперативным вопросам.
Они вновь могли посещать нейтральную полосу с целью объединения всех партизан и повстанцев под единое командование полка.
В это время прошла первая крупномасштабная операция в Озеровской экономии, где размещался карательный отряд. Здесь в бою отличился разведчик, которого в полку все звали Мефодьевич. Он обнаружил и нейтрализовал вражеского пулемётчика. Это, по сути, решило исход боя. Бойцы перешли в наступление, преследуя карателей, которые в панике покидали свои позиции.
После убийства анархистами в Москве немецкого посла Мирбаха и нападения партизанских отрядов на немцев германское командование потребовало от советского правительства разоружить партизан в нейтральной зоне.
Ни правительство России, ни правительство Украины не дрогнули перед требованиями немецкой стороны. В противовес этим требованиям обосновавшиеся в нейтральной зоне украинские повстанческие отряды сводились в организованные боевые единицы. Было создано две дивизии. Повстанческий полк, созданный нашими земляками-белгородцами, вошёл в состав 2-й Украинской советской повстанческой дивизии под командованием В. Х. Ауссема. 27 сентября 1918 года ему был официально присвоен номер, и он получил название «6‑й Корочанский повстанческий полк».
В ожесточённых боях 6-й повстанческий полк 20 декабря 1918 года разгромил врага у Белгорода, 30 декабря 1918 года окружил и уничтожил отборные гайдамацкие войска полковника Балбачана у Казачьей Лопани, 3 января 1919 года добил последние вражеские остатки в самом Харькове.
Из Харькова 6-й Корочанский повстанческий полк пошёл в бой за окончательное утверждение советской власти на Украине.
Жанна Маматова, научный сотрудник Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле»