Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
88.17
+0.00$
92.02
+0.00
-4 °С, ясно
Белгород

Шерстяные чудеса. Чем Марину Нестерову увлекла техника сухого валяния

9 февраля , 15:54ОбществоФото: личный архив Марины Нестеровой

Марина Николаевна — талантливая и разносторонняя личность. Она умеет шить, рисовать, работать с солёным тестом, заливать фигурки из гипса. Особое место в её деятельности занимает валяние. Используя эту технику, она создаёт игрушки, аксессуары и картины.

«Попробуй. Вдруг пригодится»

По образованию Марина Нестерова технолог шерстопрядительного производства. Она окончила Кыргызское государственное художественное училище им. С. А. Чуйкова.

«Трудовую деятельность начала на предприятии, где шили национальные киргизкие головные уборы — ак-калпаки. Их делают из белого войлока, который выделывают из овечьей шерсти. Для одного ак-калпака требовалось 250 граммов сырья», — вспоминает Марина Николаевна.

Головной убор шьют из четырёх расширяющихся клиньев, которые внизу не сшиваются. Это делают для того, чтобы поднимать и опускать поля. Шёлковыми нитями вышивают узоры, верх украшают кисточкой.

«Форма ак-калпака напоминает снежные вершины горного Кыргызстана. Его стороны символизируют четыре стихии: воздух, воду, огонь и землю», — пояснила рукодельница.

В цеху стояли специальные швейные машинки. Производство было налажено на высоком уровне. На каждом этапе работало до 10 специалистов.

«Женщины постарше передавали свои знания молодым. Обучали их непростому ремеслу. Одна группа перерабатывала шерсть, вторая её взвешивала, третья кроила заготовки, четвёртая шила. А самые опытные вышивали узоры. На изготовление одного головного убора уходило до недели», — рассказывает собеседница.

Рядом с цехом по производству головных уборов делали валенки. Марина Николаевна в обеденный перерыв или после рабочего дня ходила к соседям перенимать опыт валяния.

«Мне было интересно, как из просто куска шерсти получается обувь, да ещё какая — ноги не мёрзнут! Заведующая производством Мария Петровна дала иголку, кусочек шерсти и сказала: «Попробуй. Вдруг тебе это в жизни пригодится», — рассказывает Марина Нестерова.
Фото: личный архив Марины Нестеровой

Училась по журналам

По семейным обстоятельствам вместе с супругом Марина Николаевна переселилась в город Воронеж.

«Я хотела устроиться на работу в образовательное или культурное учреждение, чтобы заниматься с детьми творчеством. Но мне не повезло. Мы жили почти на окраине города. Поблизости ни школ, ни домов культуры не было. А тратить ежедневно два часа, чтобы добраться на работу, не представлялось возможным», — говорит собеседница.

Возвращаясь с прогулки, Марина Николаевна встретила соседку. Они разговорились. Мария Степановна предложила освоить новую профессию — вязать пуховые платки и шали на дому.

«Раньше в киосках «Роспечати» продавали журналы «Бурда», «Ажурное вязание», «Чудо-клубок». В них публиковали уроки вязания для начинающих. По ним я научилась вязать шали. Можно сказать методом проб и ошибок. В год получалось связать 12 штук. Пух покупала в соседней деревне у пожилой пары. Супруги держали коз», — вспоминает Марина Николаевна.
Фото: личный архив Марины Нестеровой

В городе-крепости «Яблонов»

Прожив 10 лет в столице Черноземья, ещё 15 в Санкт-Петербурге, супруг предложил переселиться в Белгородскую область, в село Яблоново Корочанского района. Здесь жили его родители и брат.

«Купили маленький домик в центре села, земельный участок под постройку. С мужем Николаем сами придумали проект будущего дома: выкопали фундамент, возвели стены, накрыли крышу. Во дворе построили баню, теплицу. Разбили небольшой огород», — с гордостью рассказывает Марина Нестерова.

Супруг устроился кузнецом в город-крепость «Яблонов». А позже туда пришла работать и Марина Николаевна. На экскурсиях она показывала гостям принцип работы на ткацком станке. Учила прясть на прялке. Для посетителей мастерица разработала мастер-класс по сухому валянию.

«Первая моя работа — маленькое яблоко. Никто не мог понять, глядя на круглое изделие, что это за фрукт. Но я была горда своим творением», — с улыбкой комментирует Марина Николаевна.

С тех пор валяние стало для неё главным увлечением, которое она хорошо изучила и разобралась в специфике. По словам рукодельницы, перед использованием овечью шерсть нужно правильно обработать: промыть, высушить, вычесать и убрать остевой волос. Для придания нужного оттенка шерсть с помощью гуаши можно красить. Существует ещё акриловая шерсть, но с ней собеседница не работает. Акрил скрипучий, плохо сваливается и стоит столько же, сколько натуральный материал.

«Руки быстро устают — это главный недостаток валяния. Я шила, вязала, рисовала, но такого напряжения не испытывала. Моё увлечение приносит мне огромное удовольствие. На одно изделие в зависимости от размера уходит несколько часов. Цветок-брошь, например, можно сделать за полтора часа, рукавицы за 4–5», — объясняет Марина Николаевна.
Фото: личный архив Марины Нестеровой

Увлекательный процесс

Мастерица рассказывает, что процесс валяния игрушки из шерсти происходит в несколько этапов. Сначала создаётся основа. Для неё можно использовать синтепон, которому нужно придать необходимую форму.

«Я предпочитаю делать заготовку в технике войлоковаляния. Пусть это занимает больше времени, но результат превосходит все ожидания. Многократно прокалывая шерсть, придаю ей нужную геометрическую фигуру: конус или шар», — говорит Марина Николаевна.

Из шаров она делает снеговиков. Несколько заготовок скрепляет между собой с помощью клея или сшивает. Место соединения обязательно закрывает деталью или аксессуаром.

«В случае со снеговиком я добавила яркий элемент — шарф. Его тоже изготовила из шерсти. Только не сваляла, а аккуратно сложила её и прокатала между ладошками, чтобы она не пушилась», — говорит моя собеседница.

Вместо глаз и носика можно использовать бусины. Но для мелких деталей своих поделок Марина Николаевна предпочитает также шерсть. Работа, выполненная из одного материала, смотрится более выразительно. Остатки от предыдущих работ не выбрасывает, аккуратно складывает их в отдельную коробочку.

«Когда формирую лицо игрушки, тщательно слежу за симметрией, чтобы на одном уровне были глазки, ровно посередине — нос. Поэтому сначала простым карандашом наношу эскиз и только потом приваливаю шерсть», — поясняет рукодельница.

Марина Николаевна делает из шерсти картины. Основание обтягивает фетром нужного цвета. Лёгким и умелым движением создаёт набросок, прорисовывает все мелкие детали.

«После этого укладываю шерстяные волокна. Если внимательно присмотреться, местами они лежат друг на друге. В картине шерсть не нужно плотно набивать, она должна оставаться немного пушистой», — говорит Марина Николаевна.

Над картиной с ярко-красными маками мастерица трудилась несколько дней.

Фото: личный архив Марины Нестеровой
«Перед 9 мая возвращалась домой с работы. У соседей в палисаднике увидела цветы. В голове прозвучала фраза из известной песни: «Маки, маки, красные маки — горькая сладость земли». В честь солдат, отважно защищавших нашу Родину, я решила сделать картину с маками», — поясняет Марина Нестерова.

На основание тонким слоем она уложила голубую шерсть и сверху добавила редкие волокна бледно-жёлтого цвета. Из гребенной ленты вытянула волокна шерсти в виде отдельных прядей нужной толщины и ширины.

«Я долго играла нитями. Как их правильно положить, как завернуть уголочки, подбирала оттенки. Сделаю всё — отойду, посмотрю, а мне не нравится, чего-то не хватает — начинаю сначала. В своей работе использовала четыре основных цвета: красный символизирует Победу, зелёный, голубой — чистоту и мирное небо, а чёрный — скорбь. Белые капельки — это людские слёзы», — объясняет Марина Николаевна.

Ассортимент её картин и игрушек очень разнообразен. Это сказочные персонажи, куклы, бижутерия, брошки, брелоки. Всевозможные идеи она ищет в социальных сетях на просторах Интернета. Но прежде чем приступать к работе, смотрит онлайн-урок. Тогда, по её словам, игрушка получается красивой и продуманной до мелочей.

«Очень часто бывает, что увижу фотографию забавного животного: очаровательного котёнка или милого щеночка, тут же хочется попробовать сделать что-то подобное. Задумок у меня много — больше, чем свободного времени. Зимой я могу заниматься с утра до вечера, а весной, летом и осенью — только ночью. Дел много — огород, стройка», — говорит Марина Нестерова.

У женщины есть кумиры, за творчеством которых ей нравится наблюдать. Это Елена Багаури — член Союза ремесленников, мастер Белгородской области по войлоковалянию, Ирина Андреева — ведущий российский художник-скульптор, работающий с материалом дикая шерсть в технике мокрого валяния.

«Я просматриваю их странички в социальных сетях. Вижу что-то интересное, пытаюсь повторить, но добавляю свои нотки. Например, меняю форму или использую другой материал. Могу добавить атласные ленты для придания некоторого колорита», — говорит собеседница.

На вопрос «В ваших работах бывают дефекты?» мастер ответила, что такое тоже случается. Но она не расстраивается, просто откладывает заготовку в сторону и ждёт вдохновения, чтобы исправить недочёт и закончить работу.

Наталья Гречихина

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 10:47
ВСУ выпустили 43 боеприпаса и 56 БПЛА по Белгородской области за минувшие сутки
Материал
ПроисшествияВчера, 10:41
Семь муниципалитетов Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
Официально21 февраля , 16:33
Постановление администрации Большехаланского сельского поселения от 20 февраля 2025 года №7