Одними из первых обновлённые залы с выставками осмотрели заместитель министра культуры Белгородской области Светлана Горбатовская, депутат Белгородской областной Думы седьмого созыва, генеральный директор АО Агрофирма «Русь» Игорь Закотенко, глава администрации Корочанского района Николай Нестеров. Гости отметили, что музей удачно соединил многолетние традиции и современные технологии, тандем которых позволит сделать культурное наследие более доступным и интересным для жителей.
«Музей изменил свой внутренний облик кардинально. Благодаря поддержке министерства культуры Белгородской области он стал интерактивным и познавательным», — отметил Николай Васильевич.
Светлана Михайловна поблагодарила администрацию и управление культуры Корочанского района за совместную работу и вручила директору музея Наталье Дубининой книгу — трёхтомник, который выпустили к юбилею области. В нём собраны произведения белгородских писателей и поэтов.
Здание построили больше века назад. Оно принадлежало купцу Михаилу Гольцеву. В советское время в нём размещались разные учреждения, а в 1994 году его отдали под историко-краеведческий музей. За более чем сто лет его не ремонтировали, а лишь проводили косметический ремонт. В процессе работ строители заменили электропроводку, установили вентиляцию, с помощью которой будут поддерживать комфортную температуру в залах. Подрядчик отметил, что во время работ на объекте действовали с максимальной осторожностью, стараясь не нарушить красоты старинного особняка — памятника архитектуры.
«Мы понимали всю ответственность. Приходилось работать тщательно и аккуратно. Иногда тратили больше времени, чем планировали. Но делали это для того, чтобы не повредить историческую ценность элементов. Лепнину на потолках мы полностью обновили, но сохранили в первоначальном виде», — рассказал представитель подрядной организации Константин Болхвадзе.
Капитальный ремонт музея выполнили за счёт местного бюджета, на экспозиционное оборудование средства получили в рамках регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» (федеральный проект «Культурная среда»). В обновлённом музее шесть выставочных залов, оборудованных современными сенсорными мониторами и различными интерактивами.
В первом — «Лица города» — посетителей познакомят с мещанином, купцом Михаилом Гольцевым и его семьёй. По вечерам с супругой Ольгой и дочерьми Ниной, Соней и Аней они любили собираться за большим столом на чаепитие. В центре всегда стоял самовар — семейная реликвия. Купец был вынужден продать его при переезде в Корочу. Находясь однажды в Харькове, на ярмарке Михаил Гольцев увидел вдалеке что-то блестящее. Подойдя поближе, он сильно удивился. На прилавке стоял их семейный самовар. Не торгуясь, он выкупил дорогой сердцу предмет за большие деньги.
«Во втором зале — «Архитектура» — гости узнают историю объектов культурного наследия. Центральное место здесь занимает интерактивный макет плана Корочи. Он утверждён Екатериной II в 1784 году. На нём хорошо видна главная особенность города: все улицы располагаются параллельно и перпендикулярно», — рассказала Наталья Дмитриевна.
Работники музея с удовольствием расскажут о памятниках архитектуры — Корочанской земской больнице, храме Рождества Пресвятой Богородицы. Его современный вид — это результат третьего строительства. Первый деревянный храм стоял на том же месте, где и современный. По преданию в Крещенские праздники он сгорел. Его строительство совпадает с датой основания города — 1637 год. Строили его казаки-первопоселенцы. Вторая постройка была каменной, её относят к годам правления Петра I.
В воспоминаниях Надежды Соханской (Кохановской) сохранилось описание того, как царь посетил Корочу. После Полтавской битвы он решил осмотреть казацкий пригород. Остановился у Климента Лохвицкого — крупного помещика в городе, который проживал напротив сгоревшего деревянного храма. Пётр I увидел пустующее место и распорядился построить на нём церковь заново. Выделил три тысячи рублей на строительство. К 1873 году здание обветшало, и его пришлось снести. И только через десять лет был воздвигнут третий храм из кирпича с пятью престолами. Инициаторами его строительства стали купцы нашего города во главе с Софронием Балабановым.
В зале, посвящённом образованию, стоят парты с откидными крышками в поверхности столешниц, есть мультимедийные экраны. Любой желающий может узнать информацию про женскую или мужскую гимназию. На стенде висит портрет уроженца города Корочи, автора учебника по геометрии Алексея Погорелова. Рядом стоит интерактивная панель, с помощью которой можно проверить свои знания в области математической науки. Если задание выполнено верно, автор одобрительно улыбнётся с экрана.
Важная информация обрамлена в деревянные рамки.
«Это такая дизайнерская задумка, чтобы посетители обратили своё внимание на важное и интересное. В интерьере много красного цвета. На каждом стенде есть бренд нашего района — яблоки», — пояснила заместитель директора Ксения Фурманова.
Важное место в зале «Повседневность» отведено партисипативной картотеке, которая расположена в шкафу экспозиции. В прошлом столетии эту мебель использовали для хранения необходимых вещей — от женской заколочки до семейных документов. Сейчас ей дали вторую жизнь: встроили внутрь современные экраны, на которых теперь демонстрируется хроника Корочанского района.
Рядом стоят два телефона. Подняв трубку, можно услышать разговоры между жителями города Корочи. По словам директора музея Натальи Дубининой, чтобы подрастающему поколению было интересно, в каждом зале создано интерактивное пространство.
«В комнате фольклора на сенсорном экране мы предлагаем по принципу игры «Кто хочет стать миллионером?» ответить на вопросы о словах, которые раньше использовали в своей речи корочанцы. Например, программа спрашивает: что такое «кисляк»? В конце она подведёт итоги и сообщит, сколько баллов вы набрали», — пояснила Наталья Дмитриевна.
Директор музея отметила, что большинство экспонатов разрешено трогать руками. Это позволяет прикоснуться к истории и почувствовать связь времён. Обновлённое экспозиционное пространство предоставляет возможность проводить не только образовательно-просветительные презентации, лекции, музейные уроки, но и организовывать мероприятия в современных форматах.
Наталья Гречихина