Увы, на все вопросы он едва пошевелит ещё не покрытыми листвой мощными ветвями. Да и о его истории в Афанасово известно немногое, зато местные жители с уверенностью утверждают: спроси у них, что ассоциируется с селом, так именно это столетнее дерево назовут многие.
С начала прошлого века этот патриарх помнит, как спешили на уроки в одноклассную школу ребятишки. Местная жительница Зинаида Наумова, много лет проработавшая учителем начальных классов в Афанасовской школе, собрала когда-то своего рода летопись родных мест. Сборник «Из истории села Афанасово» вышел в 2011 году. В нём, основываясь на воспоминаниях односельчан, Зинаида Петровна писала:
«В 1904 году начали строить школу в селе Афанасово, и в 1905 году она уже работала. Была она построена на том месте, где сейчас ещё стоит большой развесистый тополь, который посадили в том же году».
В «том же» — значит, в 1904-м. Вот и получается, что тополю, ровеснику учебного заведения, уже 121 год! Но подтвердить его возраст могут только специалисты, а нам остаётся лишь довольствоваться данными летописи.
Чуть меньше чем через десятилетие — в 1913-м — рядом со школой стали возводить деревянную церковь. В Афанасово сохранилась история о том, как в 1911 году несколько местных жителей участвовали в крестном ходе по случаю канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского. По возвращении домой они вместе заложили фундамент для храма в родном селе.
Вновь обращаемся к воспоминаниям Наумовой:
«Мой отец, Быканов Пётр Иосифович, рассказывал, что он работал на строительстве подсобным работником, подвозил в бочке воду на лошади».
Строили храм мастера из шебекинской Зимовеньки, к работам подключались и местные жители. Лес для строительства брали у местного помещика Алфёрова — в том лесу, что до сих пор афанасовцы зовут «панским». Храм был трёхкупольным, кресты для них отлили из меди. А устанавливали их афанасовцы Дмитрий Салов и Семён Тимофеев. Завершили строительство в 1915 году. По воспоминаниям старожилов, снаружи храм был обшит дощечкой и выкрашен в небесно-голубой цвет. Внутри стены были украшены росписями с ликами святых.
17 сентября того же года — в день прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского — храм освятили.
«Стала она называться Иосифовской», — по-своему замечает Зинаида Наумова.
И по сей день 17 сентября в Афанасово — престольный праздник. Вот так благодаря соседству с храмом и школой в те годы тополь стоял в самом центре села.
Благодаря Зинаиде Наумовой до нас дошло имя одного из священников Иоасафовской церкви — отца Василия. Известно, что служил он в храме в Гражданскую войну. А история афанасовской церкви, как и тысяч других в советское время, была плачевной.
«Проработала церковь до самой коллективизации в тридцатых годах. Потом её закрыли и стали потихоньку разорять. Сняли колокола, кресты, растащили иконы, потом стали ломать само здание. Но основная часть церкви простояла до 1950 года. А потом часть здания отломали для перестройки клуба, правления колхоза и других колхозных строек», — пишет Зинаида Петровна.
Её соседка-школа с 1939 года стала трёхклассной, а уже через год — семилетней. Спустя пару десятилетий, в 1961 году Афанасовскую школу стали считать восьмилеткой. А в 1965 году она переехала в новое здание — в теперешнем центре села. Как известно, история повторяется, и 17 сентября 2011 года через дорогу от средней школы, рядом со зданием Афанасовской администрации, освятили новый храм-часовню в честь Иоасафа Белгородского.
На прежнем месте от первой школы и храма не сохранилось даже фундамента. Остался там только тополь.
В администрации Афанасовского сельского поселения сохранились старые, чёрно-белые фотографии. По ним и можно проследить вехи жизни тополя-старожила. Фотоархив мы рассматриваем вместе с замглавы администрации Галиной Крюковой.
Вот запечатлена у набравшего силу дерева молоденькая учительница Зинаида Наумова. А вот фото её коллеги, учителя истории Раисы Прохоровой. На другом снимке Зинаида Петровна вместе с учениками. Тополь уже набрал толщину в стволе, повзрослела и педагог.
Галина Крюкова, улыбаясь, рассказывает: была у местных ребятишек такая забава — измерять толщину ствола дерева в своих «обхватах». Чтобы обхватить снизу уже заматеревший тополь, в кольцо смыкались семеро детей.
Есть тут и фотография-панорама, где зафиксированы полуобнажённое, без листьев, дерево и как будто раненая — в Великую Отечественную, говорили местные жители, в неё попадали немецкие снаряды — церковь. А вот снимок 1950 года: на нём у ещё не разобранной церкви проходит общешкольное собрание. А на заднем плане видна теперешняя улица Родниковая, а тогда — Бугор.
Чтобы отправиться на импровизированную экскурсию к тополю на улице Центральной (что мы и делаем), нужно миновать ту самую Родниковую и Корнюшкино болото — и вот он, свидетель времени.
На вопрос, считают ли афанасовцы дерево-старожила достопримечательностью села, Галина Викторовна отвечает так:
«Если бы вы спросили у наших жителей, что у них ассоциируется с нашим селом, то, наверное, назвали бы как раз тополь и родник Сажалка — есть ещё у нас такое известное место. Так вот, знаменит наш тополь или нет, не знаю, но с селом связан точно».
А ещё местные жители в разговоре расскажут о тополе тем, кто в Афанасово проездом или только перебрался сюда и ещё не знает села. Дерево с его раскидистыми ветвями и мощными корнями стало своего рода народной остановкой. Годами селяне присаживались на последние, чтобы отдохнуть в тени тополя по дороге в центр села. Тут же хозяева дожидались с выпаса своих коров. То есть тополь афанасовцы по-бытовому приспособили под свои нужды.
Галина Крюкова замечает: несколько лет назад сельская администрация благоустроила территорию вокруг него. Возле тополя появились ограждение, скамейка и информационный стенд. Но налетевшая в том году буря повредила дерево, и сломанная ветка тополя разрушила скамейку и стенд. И теперь по соображениям безопасности приближаться к дереву, а тем более сидеть в его тени нельзя.
Но в одиночестве он не остаётся. Пусть и чуть поодаль, по дороге, мимо него проезжают машины, спешат по своим делам люди, на болото неподалёку залетают аисты — частые гости в Афанасово.
Галина Викторовна задумчиво смотрит на тополь:
«А сейчас, наверное, его бы уже и восемь детей обхватить смогли!».
Оксана Придворева