

Тем ценнее сегодня фронтовые реликвии, бережно хранящиеся в музеях и частных коллекциях. Они не просто свидетели военного времени, а мосты между эпохами, позволяющие осмыслить судьбы миллионов людей через конкретные предметы.
После окончания войны память о её событиях и жертвах стала незаменимой частью национальной идентичности. Музеи и выставки, посвящённые Великой Отечественной войне, начали активно пополняться экспонатами, которые помогают современному поколению усвоить уроки прошлого. Документы, личные вещи солдат, а также такие уникальные артефакты, как художественные работы, плакаты, рисунки, становятся символами подвига и славы. Популяризация и изучение подобных музейных предметов сегодня связаны с необходимостью сохранить историю для будущих поколений и передать им память о героизме тех, кто сражался за Великую Победу.
Уникальный альбом с рисунками художника-фронтовика Юрия Цишевского «По земле врага» хранится в фондах Корочанского районного историко-краеведческого музея. Альбом был выпущен в октябре 1945 года Политотделом 146-й дивизии в Германии. И пусть он создан не уроженцем Белгородского региона, но послужил наградой славному корочанцу — майору связи Ивану Мирошниченко — и занимает значительное место в культурном наследии муниципалитета.
Музейный предмет, о котором идёт речь, представляет собой уникальный сборник репродукций графических работ, выполненных на мелованном картоне и бумаге формата А4. Экспонат входит в разряд хорошо сохранившихся редких экземпляров, имеющих высокую степень исторической достоверности и художественной ценности. Альбом издан в виде книги в плотной картонной обложке коричневого цвета, состоит из пяти частей. На второй странице присутствует надпись: «Товарищу Мирошниченко воину Н-ской стрелковой Островской Краснознамённой ордена Суворова II степени дивизии в память о незабываемых днях великого наступления на Берлин».


В ходе предварительного исследования, в том числе с использованием сети интернет, удалось выяснить важные детали о тираже и распространении альбома. В Музее истории Екатеринбурга с 14 февраля по 23 марта 2025 года была открыта выставка фронтовой графики художника Юрия Цишевского «Походный альбом». Во время телефонного разговора с заместителем директора по проектной и научно-исследовательской деятельности музея Светланой Булатовой выяснилось, что всего выпущено 100 экземпляров альбома. В экспозиции выставки музей представил два оригинальных листа и коллекцию подлинных рисунков, созданных в 1944–1945 годах, а также зарисовки драматичного периода 1941–1942 годов. Как пишет свердловская «Областная газета», архив военных рисунков Цишевского был преподнесён в дар Музею истории Екатеринбурга в 2021 году Виктором Новичковым. Юрий Цишевский был фронтовым другом отца коллекционера Давида Гольдштейна, военного корреспондента газеты «За Победу!».
Попытка выявить, сколько альбомов осталось в России, показала, что их не более 45. Многие находятся в частных коллекциях. Полные альбомы хранятся в фондах Национального музея Республики Татарстан, Глазовского краеведческого музея, Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, Пугачёвского краеведческого музея имени К. И. Журавлёва.
По данным проекта «Экспонат-онлайн» несколько автолитографий из альбомов хранятся в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Калужском объединённом музее-заповеднике.
Ещё один альбом хранится в городе Лучегорск Приморского края. Удивительно, что реликвия попала туда из Нью-Йорка. В методической разработке педагога Валентины Заборы, датированной 2014 годом, мы видим социальную интерпретацию каждого из рисунков, расположенных в альбоме. Там же утверждается, что за 65 лет альбом ни разу не переиздавался.
Большая коллекция фотографий самого художника Цишевского хранится в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.


Рисунки из альбома воссоздают для зрителя незабываемые дни последнего периода войны — похода на Берлин. И это не столько личный архив участника, это свидетельство, напоминание нам, что такое фашизм. Карандашные зарисовки капитана Цишевского ценны и дороги тем, что они правдиво говорят о военном прошлом. Без прикрас, без домыслов — так, как это было тогда, в дни боёв на земле врага. Это не только иллюстрации повседневной жизни солдат, но и отражение внутреннего мира человека, пережившего и ужас войны, и радость Победы. Перед зрителем оживают яркие образы и зарисовки сцен, свидетелем которых стал Юрий Александрович, — обезглавленный Рейхстаг и бои в центре Берлина, работа связистов и наводчиков артиллерийских орудий. Каждый рисунок отличается глубиной проработки, что создаёт эффект непосредственного присутствия в той эпохе. Эти изображения служат своеобразным окном в мир человека-победителя, показывая усталость и надежду, страдания и радость. Символизм глубоко переплетается с эмоциями, которые художник хотел передать. Эти работы служат как памятью о трудностях и невзгодах войны, так и символом мужества и стойкости. Уникальное сочетание тем и глубины визуализации делает альбом не только художественным произведением, но настоящей исторической реликвией, способной пробудить в зрителях глубокие размышления о войне и её последствиях, особенно в разрезе понимания причин СВО.
История альбома, его автора и его обладателя позволяет заглянуть за кулисы событий, открыть новые грани трагедии и героизма того времени. Цишевский был благодарен судьбе, а точнее приказу, который привёл его на самый передний край, дал в руки, державшие ранее карандаш и кисть, автомат и столкнул лицом к лицу с врагом. «Нигде, — говорил он, — я не увидел бы войну, бои так близко, как в батальоне. Или солдата, идущего навстречу смерти». И он рисовал и бой, и бойца, и Победу!
При изучении экспоната мы постарались расширить сведения и о владельце альбома — офицере Мирошниченко. Его биографию осветила в своём исследовании «Жизненный путь майора Советской армии, командира отдельного батальона связи, кавалера ордена Красной Звезды Ивана Игнатьевича Мирошниченко» правнучка героя Дарья Подлесных. При знакомстве с данными в архиве «Память народа», удивил факт, что Мирошниченко родился 12 июля 1910 года. Так, в 1943 году он праздновал свой 33-й день рождения в день танкового сражения на Прохоровке. А уже 24 сентября за образцовое выполнение боевых задач командования на фронте, борьбу с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество был награждён орденом Красной Звезды (даты подвига: 13.08.1943 — 05.09.1943). Как и автор альбома, Победу он встретил в Берлине со своими однополчанами. В дарственной надписи начальник Политотдела отметил: «Лучшему воину нашей дивизии, прошедшему вместе с ней весь славный боевой путь… до логова врага».


Подобные факты оживляют тематические занятия и экскурсии, которые проводят сотрудники Корочанского музея в целях патриотического воспитания молодёжи. А знакомство с уникальными экспонатами из фондов многократно усиливает и закрепляет эффект. Для современных посетителей подобные артефакты представляют собой важный источник информации не только о военной жизни, но и о том, как искусство может служить средством сохранения коллективной памяти.
Сотрудники музея активно интегрируют экспонат в работу с молодёжью. Например, в рамках презентации локального проекта «KVиZ «От поколения к поколению. Истории патриотов» более 500 школьников района смогли изучить цифровые копии альбома, почувствовать глубокую связь с подлинными эмоциями, запечатлёнными на бумаге. В год 80-летия Великой Победы символичным стало и знакомство с красноречивой цитатой с одной из страниц: «А над куполом Рейхстага, над пламенем и руинами сияло омытое кровью русское военное знамя, знамя победы, знамя возмездия и расплаты».
Музейный экспонат, как правдивый свидетель Победы, вовлекает в живой диалог с историей, вдохновляет на размышления о ценности человеческой жизни, о смелости и отваге, о том, как память о войне переживает время. Искусство становится мостом между поколениями, связывая личные переживания, которые, хотя и принадлежат другому веку, находят отклик в сердце современного человека.
Все дальше уходят события Великой Отечественной войны. Но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам, дедам и прадедам день Великой Победы. Ведь память о доблестных защитниках Родины — компас идеалов, где главное в истории — человек и его подвиг.
Эльвира Жданова, научный сотрудник Корочанского районного историко-краеведческого музея












