

Это действительно так, ведь природа наделила лошадей умом, грацией, статью, тонкими чувствами, которые делают этих животных поистине уникальными.
Для Галины Курбановой из Корочи лошадь — это настоящий член семьи. Когда она рассказывает о них, в её голосе чувствуется безграничная любовь, трепет и восхищение. Вся её жизнь связана с лошадьми. Она понимает их, чувствует настроение по малейшему движению уха, по взгляду, по напряжению мышц. Знает, когда лошадь радуется или грустит, устала или, наоборот, полна энергии.
«Я с лошадьми с детства. Мы жили на Бехтеевке, ниже первой тракторной бригады. Там была колхозная конюшня. Мой дед в советское время во время посевной и уборки возил рабочим на поля воду или чай. Бабушка заваривала его на травах. Я всегда ездила с ним. Ещё дед собирал на лошади молоко. Наверное, с той поры и появилась любовь к этим благородным животным», — делится воспоминаниями Галина Николаевна.
С начала 90-х годов корочанка держит своих лошадей. Конечно, в хозяйстве это хорошие помощники: раньше на лошадях пасли коров, боронили огороды, но Галина в первую очередь завела их для души.
«У меня были обычные породы. Добротные, работающие кони. В то время, особенно в маленьких городах, мало что знали об элитных животных. Мне было достаточно того, что у меня есть своя лошадь, я её люблю, и она отвечает взаимностью. Потом лет 10 вообще не держала лошадей. В этот период как будто чего-то не хватало. Хотелось сесть верхом, галопом проскакать по полям, почувствовать энергию и силу лошади», — признаётся Галина Курбанова.
Случайно она узнала, что в Белгородской области держат орловских рысаков. И как оказалось, очень много. Пообщавшись с такими же любителями лошадей, выяснила, что в регионе есть русские, французские, американские рысаки. Любопытство посмотреть на эту породу не покидало Галину Николаевну. Вскоре судьба подарила ей такую возможность.
«Меня пригласили в село Истобное Губкинского округа, где проходил сабантуй — так называют время окончания сбора урожая и встречи осени. Людей собралось очень много. Организовали конные бега. Мне сказали, что участвовать будут как раз рысаки. Мы поехали всей семьей: сын, невестка, внучка. Всю дорогу я была в предвкушении, как маленький ребёнок ждала чего-то необычного. Дух захватывало, когда соревновались эти лошади. Скорость, грация, красота. Эмоции долго не отпускали. И я поняла, что тоже хочу», — признаётся собеседница.
В Белгороде купила орловку. Ей было уже 20 лет. Но эта лошадь даже заняла третье место в бегах. Было время, когда Галина Курбанова держала пять животных.
«Как-то вела их на луг, а приехал сосед, он работает в Москве, и говорит: «Тёть Галь, это у вас уже табун», — улыбаясь, говорит корочанка.
По словам собеседницы, главной проблемой для тех, кто держит лошадей, является то, что в регионе нет ипподромов, где можно проводить соревнования, выгуливать и тренировать животных. Из-за специальной военной операции ближайшие в Курске и Воронеже закрыли, а ездить в Тамбов или Москву далеко и накладно. Поэтому любители лошадей чаще всего встречаются и организовывают бега собственными силами.
«Раньше мы собирались в Ломово. Согласовывали с администрацией место и время. К нам приезжали из Курска, Воронежа, Белгорода. Кстати, в Корочанском округе многие держат лошадей. У Андрея Солгалова были орловские, американские, французские рысаки. Анна и Андрей Перовы из Заячьего держали орловцев, сейчас у них ахалтекинец. Семья из Плосковского сельского поселения тоже держит лошадей», — рассказывает Галина Николаевна.
Лошадиные бега, говорит корочанка, проходят масштабно и зрелищно. В прошлом году соревнования провели в Красногвардейском округе. Были и рысистые бега, и гладкие скачки, а после — песни, пляски, казачьи выступления.


Сейчас у Галины Курбановой две орловки: одна элит-класса Чесменского конного завода, вторая — Хреновского. Лошади чистокровные, с паспортами. Клички животным подбирают таким образом, чтобы они точно отображали родословную. Обычно первая буква клички жеребёнка — это первая буква имени его матери, а в середине или в конце обязательно должна быть первая буква клички отца.
«Певунья — родители Поговорка и Вулкан. Присяга — Пеночка и Пепел, начинаются одинаково, на букву п. Так тоже можно. Певунья — она энергия. Её берешь, у неё мышцы сразу напрягаются, ей надо бежать, но она очень послушная, контактная. Выходит из стойла, сразу высоко поднимает голову. А Присяга спокойная, даже с ленцой. Любит тактильность», — с особой эйфорией рассказывает о своих любимицах Галина Николаевна.
Живёт она почти в центре Корочи, недалеко от луга и речки. Поэтому в тёплое время лошадям есть где пастись. На зиму часть кормов покупает, что-то выращивает на огороде.
«Мне помогают сестра с мужем, сын, муж племянницы. Внуки очень любят лошадей. Внучка Саша и Ярик могут часами кататься. У нас большой двор, надеваю сёдла и уздечки, и они ездят верхом. Сами катаемся. Можем выехать в лес на полдня, чай с собой берём. Для нас отдых, а для лошадей возможность размяться и побегать», — делится Галина Курбанова.
Если кобыла жеребится, хозяйка от неё не отходит, потому что могут возникнуть осложнения или кобыла не примет своего малыша. Так было с предыдущей лошадью.
«Перспектива не подпустила жеребёнка. Каждые два часа я вставала ночью. Путала её, чтобы он поел. Так было месяца два, но в конце концов в ней проснулся материнский инстинкт. Жеребёнок вырос, окреп. Я его потом продала. Он успешно выступает на ипподроме, показывает хорошие результаты», — говорит корочанка.
Расставаться с жеребятами, признаётся Галина Николаевна, тяжело, ведь на её глазах из маленьких животных они превращаются в сильных, перспективных скакунов. Продавая своих лошадей, корочанка обязательно отслеживает их дальнейшую судьбу, общается с новыми хозяевами. Ей важно знать, что животные находятся в надёжных руках, содержатся в хороших условиях.
«К сожалению, есть и недобросовестные покупатели. Самого первого жеребёнка, который родился от чистокровной кобылы, забрали в Махачкалу. У него была звёздная родословная. Отец был привезён из Англии. У него 19 стартов, и 17 первых мест. Сначала мне присылали фотографии с ипподрома, рассказывали о победах. А потом общение прекратилось. Написала хозяину, оказалось, он продал коня. Позже я узнала, что его выкупила из не очень хороших условий девушка из Краснодара. Поэтому теперь стараюсь тщательно выбирать покупателей, чтобы быть уверенной, что о моих животных будут хорошо заботиться», — отмечает собеседница.
Глядя на сильных и энергичных лошадей, мало кто может подумать, что у них хрупкое здоровье, и они болеют. На самом деле, говорит Галина Николаевна, животных сложно вылечить. Да и специалистов именно по болезням лошадей в регионе очень мало.


Корочанка считает лошадей удивительными существами, обладающим тонкой чувствительностью и богатым внутренним миром. Чтобы наладить с ними контакт, недостаточно просто протянуть руку. Важно научиться «читать» язык движений животного, понимать настроение.
«Лошадь надо чувствовать. Она реагирует на всё: с какой стороны ты подошёл, как прикоснулся. Она всем телом показывает чего хочет, когда заинтересована, или, наоборот, раздражена. Это очень умные животные, верные и преданные. Жеребёнок, которого сначала не приняла Перспектива, стоило мне выйти во двор, бежал ко мне навстречу, готовый запрыгнуть на руки. Не отходил, пока его не поглажу или не дам угощение», — рассказывает Галина Николаевна.
Она говорит, что не любить лошадей просто невозможно. В этих грациозных созданиях сосредоточена какая-то первозданная сила, способная растопить самое ледяное сердце.
«Это часть меня. После перерыва я не могу ими насытиться: и одной мало, и двух, и трёх. Они привязывают к себе, приносят радость, умиротворение. Помогают привести мысли в порядок. Проедешь верхом, и настроение поднимается. Ты сделала хорошо лошади, а она тебе в два раза больше отдаст тепла и внимания, но только что не скажет этого словами», — подводит итог беседы Галина Курбанова.
Наталья Мазниченко












