Сегодня каждый человек может себя назвать фотографом — мобильный телефон с камерой всегда под рукой. Но сделать снимок «живым» под силу лишь профи. Елена Калашникова из Афанасовского сельского поселения хочет быть именно такой. Фотография для неё – хобби, призвание и особый мир, которым она восхищается через линзу объектива.
— Елена, расскажи, в какой момент в твоей жизни появилась фотография?
— Фотография со мной с рождения. Правда, изначально я выступала объектом съёмки, а в более сознательном возрасте уже отобрала фотоаппарат у мамы и начала снимать всё вокруг. Хотелось фотографировать цветочки и котиков. С этого, наверное, все фотографы начинают, но мне запрещали. Фотоаппараты‑то плёночные были, и когда из 36 кадров было только шесть нормальных, а остальное — моё творчество, родители, конечно, «были в восторге».
— Когда он у тебя появился собственный фотоаппарат?
— Первый фотоаппарат, который был действительно моим, а не купленным для всей семьи, подарили в пятом классе на день рождения. Обычная камера, которые сейчас называют «мыльницами». Мы с сестрой устраивали себе фотосессии, я таскала его за собой везде: в школу, в гости к бабушкам, даже по вечерам, когда в старших классах гулять ходила, в клатче всегда лежал фотоаппарат. Благодаря этому у меня много «задокументированных» воспоминаний из детства. А вот на крутой фотоаппарат, не самый дорогой в своём сегменте, но со сменной оптикой, я накопила уже в студенческие годы. Сейчас, правда, и его поменяла на более продвинутый.
— Как ты училась фотографировать и качественно обрабатывать снимки?
— Прошла курс «Основы цифровой фотографии» для новичков в фотошколе Crearte в Белгороде, ездила на мастер-класс и воркшоп по уличной и студийной съёмке к фотографу, который приезжал в Белгород из Краснодара. Изучила несколько бесплатных обучающих онлайн-курсов по фотошопу. Я не перестаю учиться и узнавать что‑то новое. Сейчас прохожу курс по работе с естественным светом. Если сравнивать мои познания в области фотографии до обучения и сейчас, то научилась, конечно, многому, хотя ещё есть к чему стремиться. Самое главное — я знаю, как настроить камеру под любые световые условия, ну и с фотошопом, можно сказать, перешли на «ты».
— Кто был первым редактором и критиком твоих снимков?
— Конечно же, родственники. Но критики из них так себе, они всегда хвалят. Когда училась в университете, у нас на кафедре проходили фотоконкурсы на разную тематику, отправляла туда свои работы, занимала призовые места. Тоже своеобразная оценка уровня моего мастерства.
С конструктивной критикой впервые столкнулась на обучении в фотошколе. На первое пробное занятие мы приносили свои работы, и преподаватель озвучивал все плюсы и минусы кадра, давал совет, как можно исправить недочёты.
— Что любишь фотографировать больше всего?
— Я себя отношу к категории «портретный фотограф», потому что в основном фотографирую людей. Но если быть честной, снимаю всё подряд. Если не на камеру, то на телефон точно. «Инстаграм» заставляет человека фотографировать и постить всё, что видишь красивого вокруг. Наверное, не бывает и дня, чтобы у меня не появилось хотя бы одно новое фото.
— Елена, почему именно портретная съёмка?
— Люблю её за возможность знакомиться и общаться с разными и интересными людьми. Благодаря нашим фотовстречам у меня куча знакомых, которых к категории друзей, может быть, и не отнесёшь, но приятели — точно.
— С какими трудностями в своей работе чаще всего сталкивается фотограф?
— Как говорится, все люди разные, со своими заморочками и взглядами на жизнь и фотографию. Нужно уметь с каждым найти общий язык, чтобы итог совместной работы удовлетворил обоих. Работа в корочанском Центре молодёжных инициатив позволила отточить навык репортажной съёмки. Я там практику проходила, когда была студенткой, и занималась съёмкой районных мероприятий. В этом жанре самое главное — поймать момент, потому что он уже не повторится. Ну а когда мне надоедает фотографировать людей, я иду снимать природу.
Пейзажная съёмка — это некий релакс, возможность отдохнуть и полюбоваться прекрасным. Ну а самое сложное — выждать нужный момент и найти нужное место. Однажды ради фото ночного неба я ездила в поле, подальше от цивилизации и фонарей, чтоб никакого лишнего света не было. Я вставала в половине пятого утра, чтобы успеть сфотографировать подсолнухи на рассвете. А ради своего любимого фото — одуванчика на закате — 20 минут ползала вокруг этого самого одуванчика, чтоб красиво блеснул лучик заходящего солнца.
— Какими качествами должен обладать фотограф?
— Мне кажется, для разного жанра съёмки нужны разные качества. В моём случае — это дружелюбие и доброта, чтоб легче было общаться с людьми, а ещё хорошая физическая подготовка, потому что таскать за собой всю технику, да ещё на протяжении нескольких часов — занятие не из лёгких. Вообще, фотограф должен быть таким, чтоб к нему хотели идти люди. А если ты ещё и фотографии красивые делаешь — вообще цены тебе нет. Но опять же, всем не угодишь, кто‑то будет восхищаться, а кто‑то никогда к тебе не придёт, даже если ты шедевры в фотошопе рисуешь. Главное — быть собой и любить своё дело.
— Как ты готовишься к фотосессиям? Были ли необычные съёмки?
— Подготовка к фотосессии — дело серьёзное. Зря многие считают, что фотограф — это просто на кнопочку нажимать. Нужно ведь ещё обсудить с моделью, чего она хочет от съёмки или рассказать ей, какую фотосессию придумала я (смотря чья была идея съёмки). Подобрать образ, локацию. Найти дополнительные аксессуары, если такие потребуются. Обязательно проверить всё своё оборудование, зарядить аккумуляторы, почистить флешки. Продумать позировку. Я вдохновляюсь, просматривая работы других фотографов.