Безопасность на дорогах в немалой степени зависит от сотрудников дорожно-патрульной службы, круглосуточно обеспечивающих порядок на наших автомагистралях. Накануне профессионального праздника начальник ОГИБДД ОМВД России по Корочанскому району майор полиции Александр Малахов рассказал о буднях коллег.
— Александр Николаевич, среди выполняемых инспекторами задач есть, пожалуй, главная — профилактика дорожно-транспортных происшествий. Расскажите об этом подробнее.
— Действительно, профилактическая работа — приоритетное направление деятельности ГИБДД. Систематически анализируем, какие виды ДТП и на каких участках совершаются, уделяем особое внимание грубым нарушениям Правил дорожного движения, повлекшим аварии, — выездам на полосу встречного движения, управлению автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, непредоставлению преимущества движения пешеходам, нарушениям ПДД самими пешеходами и так далее. Наряды ДПС регулярно проводят профилактические беседы с участниками дорожного движения о потенциальных рисках на аварийно-опасных участках автодорог.
Такое общение часто оказывается незаменимым профилактическим средством. Ведь водители на дорогах могут находиться в разных эмоциональных состояниях — кто‑то, возможно, утомлён от долгого пребывания за рулём, кому‑то неспокойно на душе по личным обстоятельствам. Отсюда невнимательность и неприятные последствия на трассе. Если инспектор ДПС, остановив машину нарушителя, заметил психологический дискомфорт водителя, то разговор — живой, непринуждённый, человеческий — просто необходим. Да, не пропустил пешехода, не заметил знак — всё бывает, но поговорил с человеком, и он осознал свой проступок. Нередко после подобных бесед люди благодарили полицейского за предупреждение — мол, спасибо, командир, виноват, исправлюсь.
— То есть наказание не панацея от несчастий на дороге?
— Конечно, нет. Наша задача — не оштрафовать водителя, а предотвратить ДТП. Для адекватных, здравомыслящих и культурных людей достаточно устного предупреждения. Речь, разумеется, не идёт о дорожно-транспортных происшествиях, где виновниками стали нетрезвые водители — в этом случае и закон суров, и инспекторы крайне строги. Я имею в виду мелкие нарушения — например, не включил фары, забыл пристегнуться и так далее.
— Насколько водители дисциплинированны на дорогах? Какие правила нарушают чаще?
— В Корочанском районе больше порядочных и сознательных автолюбителей, добросовестно исполняющих Правила дорожного движения, но есть и категория водителей, пренебрегающих ими. Спектр нарушений разнообразен — от нарушений светопропускаемости передних стекол, внесения в конструкцию автомобиля изменений без согласования с ГИБДД до управления транспортом в нетрезвом состоянии или выезда на полосу встречного движения.
В прошлом году у нас был рост аварийности на одном и том же участке автодороги Белгород — Новый Оскол — Советское с 17-го по 21-й километр, от Дальней Игуменки до Мелихово — в результате четырёх ДТП погибли пять человек. Стабилизировать напряжённую ситуацию удалось благодаря совместной работе с региональным управлением дорог общего пользования и транспорта: ограничили скорость до 70 километров в час, установили кордон, и уже осенью стало очевидно, что меры оказались эффективными.
— А в чём была причина? Крутые повороты, может быть, или некачественное покрытие?
— Ни то, ни другое. Дорога хорошая, разметка нанесена, барьерное ограждение установлено — абсолютно всё соответствовало требованиям. Люди погибали там по непонятным причинам. Думаю, что человеческий фактор сыграл свою роль. Едет, спешит, отвлёкся на телефон, допустим, рулём на секунду повёл в сторону, машину занесло, опрокинулся — и конец. Или просто засыпает, что нередко происходит летом, когда люди едут с морских курортов. Путь до дома неблизкий, поэтому водитель, проведя несколько часов в дороге, элементарно устаёт.
— Как изменилась ситуация в 2020-м?
— В текущем году уже имеем три ДТП с четырьмя погибшими. В двух авариях, у Дальней Игуменки и Анновки, были смертельно травмированы пешеходы, виновниками ДТП признаны пешеходы. В тёмное время суток они находились на дороге вне населённого пункта без светоотражающих элементов.
— Кто, кстати, чаще нарушает правила — водители или пешеходы?
— Я вам так скажу: пешеходы от водителей не отстают, нарушая, в основном, главное правило и переходя дорогу в неустановленных местах. В Короче пешеходные переходы в пределах видимости друг от друга на расстоянии 50–100 метров — что мешает сделать несколько шагов и перейти проезжую часть по переходу? Но нет: люди лучше перебегут её перед капотом двигающегося автомобиля, не задумываясь о том, что водитель может не успеть среагировать.
— В правоохранительных органах вы служите почти 20 лет. Расскажите, пожалуйста, о самом необычном происшествии.
— Была одна история, которую многие корочанцы наверняка помнят. 18 марта 2017 года недалеко от поворота на село Заячье на 38-м километре автодороги Белгород — Новый Оскол — Советское произошло ДТП, в котором столкнулись 14 единиц транспортных средств, включая автобусы и грузовые автомобили, пострадали 11 человек, в том числе двое детей. В то утро на этом участке наблюдался густой туман, видимость — не больше пяти метров, а асфальт неожиданно покрылся тонкой коркой льда.
На «жигулях» с прицепом от Ломово спускался вниз пожилой мужчина. Что‑то случилось у него с машиной, он остановился прямо на дороге. Через несколько минут в прицеп дедушки влетела первая машина, потом вторая, третья. Образовался невидимый барьер для остальных участников дорожного движения, ехавших в том же направлении. Туман плюс ледяная корка, увы, сделали своё дело. К счастью, обошлось без жертв, однако нам понадобилось длительное время, чтобы растащить повреждённые автомобили и освободить проезд. По тревоге подняли весь личный состав ОГИБДД, было сформировано пять групп по оформлению дорожно-транспортных происшествий и оказанию первой помощи пострадавшим, задействовали даже наряд ДПС ОГИБДД Белгородского района для регулировочных действий на месте происшествия. Движение со стороны Корочи было ограничено и направлено через Алексеевку.
— Александр Николаевич, какими качествами, по‑вашему, должен обладать сотрудник ГИБДД, чтобы успешно справляться с работой?
— Я уже частично говорил об этом в начале разговора — инспектор должен быть психологом, должен чувствовать ситуацию, предугадывать её развитие. Остановленный за нарушение водитель обычно настроен по отношению к сотруднику ДПС недоброжелательно, поэтому важно проявить уважение, терпение и такт, попытаться выяснить в разговоре, что способствовало нарушению, просто поговорить.
— С какими словами обратитесь к личному составу в день рождения службы, что пожелаете?
— К сожалению, не всегда полицейским выпадает возможность провести время в кругу семьи из‑за частых рейдовых мероприятий, из‑за напряжённости службы: удел родных в таких случаях — ждать. Поэтому пожелаю коллегам и членам их семей терпения. Терпения и здоровья. Благодарю своих сотрудников за работу, за то, что выполняют её добросовестно.
— Спасибо за беседу. От имени читателей «Ясного ключа» поздравляю вас с наступающим профессиональным праздником. Удачи вам.