Роман Середенко сейчас сосредоточен на экзаменах. Это самый важный отрезок жизни юного отличника. Однако и в будущее он, оказывается, заглядывает на десятилетия вперёд. Выпускник рассказал, почему он любит побеждать, как важно отвечать за свои поступки и какой будет Россия через 30 лет.
— Итак, школа практически позади. Что она тебе дала, Роман? Что дал ей ты?
— Я убеждён в том, что школа нужна не только для того, чтобы дать ребёнку знания, но и научить его учиться. Именно так. Она подготавливает подростка к одному из главных периодов жизни — студенчеству, где он принимает решения осознанно и самостоятельно, окончательно расставляет профессиональные и личные приоритеты, где определяет жизненные ориентиры. Среднее учебное заведение с этой точки зрения — незаменимый помощник. Школа научила меня учиться и, более того, научила быть отличником.
Что я дал школе? Помимо того, что участвовал в соревнованиях и конкурсах, в которых побеждал и таким образом пополнял общую копилку достижений, самая главная заслуга — не моя, а всего нашего класса — заключается в другом. Учителя не раз признавались: им приятно делиться с нами знаниями, воспитывать в нас людей и просто общаться на разные темы, то есть педагоги имели возможность проводить с нами время качественно — с комфортом и продуктивно. Наверное, в этом есть какаято ценность.
— Мне кажется, разбираться одинаково хорошо во всех учебных дисциплинах сложно, а у тебя получилось. Ты просто зубрил?
— Однозначно нет. Важно слушать учителей. Во‑первых, предметы нам преподавали доброжелательно, увлечённо, что, конечно, вызывало интерес. Во‑вторых, если возникали трудности с усвоением материала, мы разбирали тему дополнительно после уроков. Главное — желание впитывать знания и умение их применять на практике, тогда сможешь развиваться. Уверен: если ты вдруг захотел стать отличником, а до этого несколько лет учился средне, то нет проблем — стремись. Учителя непременно помогут и будут давать знания в том объёме, в каком ты захочешь их получить. И как распорядиться ими правильно, тоже подскажут.
— Зная о твоём членстве в дебатном клубе «Аргумент», всегда думал, что ты чистой воды интеллектуал и скорее гуманитарий, чем технарь. На церемонии вручения золотых медалей выпускникам узнал, что ты ещё и кикбоксер с победным прошлым. Неужели наук было мало?
— Поправлю вас, если не возражаете: я чистой воды технарь, считаю, что физика и математика — наше всё. Да, спорт занимал в моей жизни не последнее место, и благодарить за такое увлечение я должен старшего брата Влада. Именно он когда‑то посоветовал играть в баскетбол, позже — попробовать свои силы на ринге. Причём оба опыта оказались успешными. Под руководством тренера по баскетболу Алексея Черных наша команда с блеском выступала на областных соревнованиях. С тренером по кикбоксингу Алексеем Айвазовым я тоже добивался побед на турнирах разного уровня. Без поражений, конечно, не обходилось, но радовала атмосфера поездок, соревновательный дух.
— Расскажи о самом драматичном поединке. Ты его выиграл?
— Увы, проиграл. Это был самый первый бой на соревнованиях, проходивших в Короче. Тренер подобрал мне как новичку не очень сильного соперника, но тот имел за плечами несколько боёв. Что я только не испытал в тот день! И страх, и желание победить, и дикое волнение. Бился до конца, но не рассчитал силы и заметно сдал во втором и третьем раундах. Правда, нос парню разбить всё‑таки успел.
— Догадываюсь о том, что терпеть не можешь проигрывать. Насколько для тебя важен вкус победы?
— Очень важен. Главное — именно победа, а не участие, иначе зачем тогда нужны все эти турниры, конкурсы и чемпионаты?! В то же время на первом плане — сам процесс. Если ты не получаешь удовольствия от процесса достижения успеха, то и делать здесь тебе нечего. Ценю на таких мероприятиях и знакомства с новыми людьми. Когда начинается игра, воспринимаю их как соперников, которых хочется обязательно положить на лопатки, но вне состязаний они могут оказаться интереснейшими собеседниками. Мне невероятно приятно осознавать — да, чёрт возьми, эти ребята мыслят так же, как и я, у нас с ними много общего, они разделяют мой энтузиазм.
Сейчас мной правят точные науки, и побеждать хочется, опираясь на физику и математику. Кстати, именно из‑за них я бросил кикбоксинг, как когда‑то бросил баскетбол из‑за кикбоксинга. Интересы появлялись поэтапно, но, думаю, свой выбор я уже сделал, несмотря на то что вкус побед в олимпиадах по названным предметам мне знаком. Мало. Хочется большего.
— В какой профессии хотел бы состояться?
— Конкретную профессию пока назвать не могу, как не могу остановиться на вузе — либо МГУ, либо МФТИ. В течение пяти-шести лет обучения очень многое может измениться во мне, потому что человек за такой длительный отрезок времени способен кардинально поменять своё мировоззрение. Точно знаю, что посвящу жизнь техническим специальностям и принесу наибольшую пользу обществу в этой сфере. С профессией ещё предстоит определиться. Возможно, займусь предпринимательством, связанным с технологиями, или научно-исследовательской деятельностью.
— Что, по‑твоему, должен уметь и знать мужчина? Что ему непростительно?
— В голову приходят банальные вещи — забить гвоздь, заступиться за свою девушку или семью, посадить дерево и вырастить сына. Не спорю. Но современным мужчинам важнее обладать ещё одним качеством — умением отвечать за свои слова. Соответственно, непростительно сильной половине нежелание выполнить обещание, неспособность на поступки. Сказал — сделай. А если оступился, отрёкся или ошибся, имей смелость признать ошибку. Это тоже черта настоящего мужчины.
— Как думаешь, почему люди по‑прежнему друг с другом воюют? Ты бы смог договориться о мире?
— Давайте посмотрим на проблему с философской точки зрения. В человеке всегда присутствует жажда конфликта. Мы порой отстаиваем свою позицию яростно, на повышенных тонах, желая переубедить оппонентов и показать окружающим — мы победили, мы изменили их мнение. Нам нравится процесс демонстрации собственной силы, нам нравится спорить. По мере развития общества становится очевидно: человечество всё менее заинтересовано в применении военной силы для решения насущных задач. На планете, к счастью, больше нет мировых войн. Да, есть локальные противостояния. Изучите их природу, и вы поймёте: пока живущие на разных клочках земли люди считают друг друга врагами, а не братьями и сёстрами, как написано в Библии, искать справедливость они будут с оружием в руках.
К сожалению, общество вряд ли скоро осознает это, а значит, ближайшие 100 лет войны не прекратятся. Даже не знаю, как в таких случаях договариваться о мире. Причины конфликтов, как правило, ничтожны, смешны и чаще всего не стоят того, чтобы из‑за них погибали миллионы людей. У каждой воюющей стороны своя правда, у меня как у миротворца — другая. Конечно, попробую убедить двух правителей прийти к компромиссу и предложу посмотреть на корень зла с иного ракурса. Кстати, почему бы не примирять народы с помощью инновационных технологий, к созданию которых я собираюсь приложить руку? Надо подумать.
— С апреля все школы страны временно перешли на дистанционное обучение. Разумеется, нашлись и противники подобного формата, и сторонники. Как думаешь, есть ли будущее у такого образования и почему?
— Онлайн-образование — отличная тема! В 10‑м классе я изучил много тем по физике с помощью онлайн-платформы «Фоксфорд». Мне было удобнее в том плане, что свободно и в любое время я мог брать из базы данных нужные задания, решать и отправлять на проверку преподавателю. Ещё о плюсах — учитель не просто читает на видео тему, но и консультирует каждого ученика индивидуально. Так что у дистанционного обучения однозначно есть будущее.
Единственный минус — изоляция от одноклассников, отсутствие общения. В школе мы с удовольствием обсуждаем разные темы — от просмотренного вчера фильма до политической ситуации в стране, то есть социализируемся. Если я не ходил в школу в течение недели, мне уже сложнее формулировать мысли и выражать эмоции. Может быть, есть смысл комбинировать виртуальные уроки с реальными. Например, после шести онлайн-занятий собраться всем вместе и обсудить конкретную тему.
— На кого равняешься в жизни? Есть ли у тебя кумиры?
— Стараться быть похожим на одного человека, считаю, неправильно. Нужно понемногу учиться у всех, кто тебя окружает, и создать собственный идеал поведения и характера. Кумиры часто меняются. Но до сих пор восторгаюсь канадским профессором психологии Джорданом Питерсоном, американским астрофизиком Нилом Тайсоном. От каждой харизматичной личности беру что‑то на заметку.
— А что ты взял на заметку от родителей? Наверняка они тоже внесли немалый вклад в твоё развитие.
— Безусловно. Во многом пытаюсь подражать им, хотя иногда не соглашаюсь с ними и спорю. Но я благодарен родителям за то, что научили главному — самостоятельности. Мама и папа всегда мне говорят: жизнь редко будет благосклонна к тебе, поэтому ты должен всего добиваться сам — строить личное счастье, создавать условия для роста, осознавать ответственность и так далее. Этот урок я уяснил.
— Последний вопрос — из области фантастики. Россия, 2050 год: в какой стране мы будем жить?
— О, мне будет 48 лет, значит, могу баллотироваться в президенты или уже быть им — хорошая перспектива (улыбается). Итак, мой прогноз. Граждане России однозначно будут жить лучше, благодаря технической революции. Общество наконец научится справляться с глобальными экологическими проблемами, значит, станет немного счастливее. А я буду жить и работать на малой родине и радоваться тому, что имею к этому счастью непосредственное отношение, потому что технологии разовьются не без моей помощи.