Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер — подписка на газету
16:54, 30 мая 2019

Венгеровка и Гузивка. Как люди называли в старину улицы Большой Халани

Венгеровка и Гузивка. Как люди называли в старину улицы Большой ХаланиФото: Архив газеты «Ясный ключ»
  • Статья

Журналист «Ясного ключа» разбирался, какие народные наименования сохранились для потомков.

Впервые летописи упоминают село Халань в 1643 году. Слобода, основанная украинскими переселенцами, насчитывала 24 двора.

Какой легенде верить?

Некогда земли, выбранные первыми поселенцами Халани, принадлежали знатному княжескому роду Трубецких. Они владели четырьмя водяными и одной паровой мельницами, винокуренным заводом, торговыми площадями, лавкой. Новооскольский помещик, статский советник князь Юрий Трубецкой был женат на голландской принцессе. С нею и связана первая притча о происхождении названия села. Обширное имение местные жители «не мудрствуя лукаво» стали называть Большая Голань. С течением времени буква «Г» трансформировалась в местном диалекте в «Х», изменив звучание слова, которое стали использовать и в обиходе по отношению к протекающей здесь речушке.

Есть и такая версия, что село получило своё название от речки Халань. В переводе с татарского это означает «изобилие» и, по мнению отдельных краеведов, возможно, связанно со временем монголо-татарского ига.

В исследованиях филолога Валерия Васильева дан ещё вариант. Учёный доказывает, что в русской топонимике довольно часто использовали орфографическую основу «холын». Её преимущественно применяли в различных регионах по отношению к названиям водных объектов. Примечательно, что среди притоков Северского Донца речки Холок и Халань, протекающие недалеко друг от друга, упоминаются рядом и в летописях: «А речка Холка и Холань, по левую сторону Изюмские дороги, пали в Оскол».

Основным занятием селян было земледелие. Наряду с ним в Халанской волости в XVII веке широкое развитие получили и мелкие промыслы колёсников, столяров, кузнецов, бондарей, повозников, сапожников, гончаров. Семейное дело было неким подспорьем, которым в основном занимались зимой. Местные ремесленники работали как дома, так и выезжали целыми семьями на Дон. Там в слободах снимали жильё и всю зиму для округи шили шубы и сапоги, выделывали шкуры. Именно с берегов Дона был привезён в Большую Халань фасон женского костюма «парочка». В него входили чёрная юбка с оборкой по подолу, курточка с баской, белая косыночка с выбивкой и кожаные ботинки. Примечателен такой момент — в Большой Халани никогда не ходили в лаптях, так как в селе проживали целые династии сапожников. Селяне всегда считались зажиточными.

«Бренд» села

В начале прошлого века в слободе проживало более 8 000 человек, работали 2 кирпичных завода, 24 ветряные мельницы, сельский банк, земская школа, библиотека, почтовый пункт, богадельня, 2 церкви. Самым популярным, «брендовым» занятием для халанцев стало шубное дело, мастера которого были известны далеко за пределами села. Халань была центром овчинно-шубного промысла, которым занимались до 500 дворов, всей Курской губернии. Местные кустари выделывали овчины, шили шубы, тулупы, полушубки, пальто. Готовые изделия продавались на местных и южных ярмарках в Курске, Мариуполе, Ростове-на-Дону, Харькове. В 1905 году в слободе Халань открыли красильную мастерскую. Её изделия и организацию работы изучали в Министерстве земледелия царского правительства.

В годы Первой мировой войны местные шубники шили «казёнки» (безрукавные полушубки), которые солдаты надевали зимой под шинели. С приходом советской власти здесь была организована трудовая артель, где работали 2 400 человек. За первые полгода её существования для нужд Красной армии в ней пошили 23 850 шуб. В 1919 году коллективное предприятие приняло заказ на изготовление для военных 50 тысяч полушубков, 100 тысяч шинелей. Через год Халанская обмундировочная мастерская была объявлена военной мастерской Юго-Западного фронта и приняла новый заказ на пошив 45 тысяч шинелей, 22 тысяч телогреек и голифе, 60 тысяч пар белья и другого военного обмундирования.

Ярмарки краски

Ежегодно в Большой Халани проходило пять ярмарок. Первая — во вторую неделю от Пасхи, которая в православной традиции называлась неделей апостола Фомы. Следующая ярмарка была 15 мая, на Бориса и Глеба (его также называли «Барыш-день» — день торгов и ярмарок, когда купцы старались что‑то выгодно продать, чтобы весь год быть с барышом). Третья приходилась на день Успения Божией Матери — 15 августа. Завершали год осенние ярмарки: 1 октября на Покров и 24 ноября в день святой великомученицы Екатерины.

Ярмарки проводились на Базарной площади. От неё впоследствии и получила своё название улица Базарная. Это была самая большая улица из добротных домов, где жили купцы и богатые люди. Здесь располагались магазины и лавки, куда привозили товар, в основном парфюмерию и ткани, из Петербурга. Такая торговля давала возможность ремесленникам и крестьянам сбыть свою продукцию. Каждому товару назначался отдельный ряд. Например, в красном ряду продавали сукно, шёлк, ситец. Между рядами ходили лоточники, торговавшие сбитнем, квасом, пивом, пирожками, семечками, сладостями и другими продуктами. В базарные дни предлагались и различные развлечения — карусели, передвижные театры, устраивались игры.

С лёгкой руки новосёлов

Названия жилых массивов, урочищ и балок, других топографических точек появлялись с лёгкой руки местных жителей, которые использовали особенности рельефа либо приметы. Улица Прилепы появилась с приходом новых переселенцев из других мест, которые стали заселять земли на окраине уже существовавшего населённого пункта. Они «прилепились» к центру села. Эта улица протянулась до полутора километров и существует уже несколько веков.

Одной из первых улиц села стала Подгора. Её основатели выбрали место для своих подворий у подножия меловой горы, то есть под горой.

В Халани было сильно развито кузнечное ремесло и железных дел мастера поселились обособленно, отдельным анклавом. В местном диалекте кузница называется «гузня». Отсюда и появилась улица Гузивка. А улица Венгеровка получила наименование от её первых жителей, семьи беглых венгров. Яма получила название от местоположения станции ямщиков, где они отдыхали и меняли коней.

Официально не существуют

Были в селе и улицы, о которых жители помнят и часто используют в разговорах, но официально они уже не существуют. Улица Горшки сегодня стала продолжением Венгеровки. А назвали её так потому, что на ней располагались гончарные мастерские. Они дали название и ещё одному географическому объекту — большому оврагу, где ремесленники добывали глину для производства своих изделий. Местные называют это место «Гончарный яр».

Напевное название Гаёк сейчас редко используется в местном обиходе. Улица насчитывала более 30 дворов, сейчас её нет, а название происходило от большого количества садов (на украинский язык слово «сад» переводится как «гай»).

Выгон — улицы с таким названием были в большинстве сёл и деревень. На Выгоне жили лишь две семьи. Здесь работала ветряная мельница, и собирали скот для последующего перегона его к местам выпаса. В советское время колхозом на этой земле построены жилые дома, которые заселяла молодёжь. Улицу назвали Молодёжной.

Вокруг села

Каждый топографический объект вокруг сельских населённых пунктов также имел своё название, которое присваивали по тому же принципу. Рельеф вокруг Халани изрезан оврагами и балками. Рожнов яр находился на землях купца Рожнова. В Меловом яру добывали мел, а Базарский яр начинался от улицы Базарной. Рядом с Казаковым яром жила семья Казаковых, по инициативе которых в селе была организована богадельня. У Пазухина яра жила семья Пазухиных, занимавшихся овчинным ремеслом.

Крутой яр сейчас зарос травой и кустарником. В отдельных местах он очень обрывистый и глубокий. Вдоль оврага высажена лесополоса. В 1942 году немецко-фашистские захватчики использовали его как хранилище для снарядов.

Пруд Ахримово был построен в 30-е годы колхозниками для водопоя общественного скота на выпасах. Назван по имени пастуха Ахрима — цыгана, который жил без семьи и пас деревенское стадо. Пятилетский пруд соорудили советские солдаты с июня по ноябрь 1943 года. Назван так потому, что находился на землях колхоза «Пятилетка».

В 80-е годы появился большой водоём в селе на реке Халань. Проектировали его в первую очередь для орошения колхозных полей. Сейчас стал излюбленным местом для рыболовов-любителей и отдыхающих. Водоём питается родниковой водой, держит марку одного из самых чистых в районе. В народе его именуют «Халанский пруд».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×