В 1930-е храм Казанской иконы Божией Матери превратили в колхозный склад. Ремонт и реставрация начались в 2002 году. А уже в 2004-м на престольный праздник храм был освящён и зажил новой жизнью.
Новые росписи соседствуют с восстановленными фресками. Например, можно полюбоваться изображением четырёх евангелистов, написанных ещё старым письмом. А вот от «Благовещения» остался лишь образ Богородицы, поэтому архангела Гавриила пришлось писать заново.
Жители села принесли в храм старые иконы. Вернулось в эти стены и старое распятие. Ещё одним подарком восстановленной церкви стал образ святителя Николая начала XIX века.
Во время ремонта благоустроили и прилегающую территорию, построили церковно-приходский дом. Теперь в небольшом селе есть крепкий приход, чудесный хор.
Кипит жизнь и через дорогу от храма: там почти каждый день, за исключением воскресений и церковных праздников, трудятся мастера, изготавливающие церковную утварь.
Началось всё во время ремонта храма. Назначенный сюда священник отец Николай (Дзерин), будучи самоучкой, взялся за изготовление иконостаса. Со временем у него появилось несколько помощников. А потом пришла идея приспособить старый Дом культуры, который собирались снести, под церковную мастерскую. Глава администрации района дал своё согласие. Помещение приспособили под новые нужды, и началась работа.
Сначала практически всё делали вручную. Теперь в мастерской современные станки, которые выполняют 70 % работ.
«Если изделие идёт под позолоту, то используем в основном липу, если под станок с ЧПУ, то тогда чем твёрже, тем лучше – берём ясень, дуб. Изредка – ольху», – рассказал отец Николай.
Деревья привозят, распиливают, сушат. В мастерской есть склад естественной сушки и сушильная камера.
Когда нужно создать иконостас, то сначала в храме, для которого он предназначен, делают замеры, потом разрабатывают проект. Затем изготавливают части будущего иконостаса. Уже на месте их собирают в единое целое.
Полюбоваться творениями мастерской можно в храмах Корочи и Волоконовки, в часовне в честь Евгении Римской на социально-теологическом факультете НИУ «БелГУ», в новом белгородском храме в честь иконы Божией Матери «Семистрельная» в микрорайоне Улитка… Всего мастера уже изготовили более ста иконостасов. И не только для Белгородской области. Их изделия заказывают и в соседних регионах.
Однако иконостасами мир церковной утвари не ограничивается. В этих стенах изготавливают жертвенники, аналои (высокие столики, на которые кладут иконы или книги), церковные лавки, панихидные столы, стасидии (кресла в храме – с высокой спинкой и подлокотниками), голгофы (так в храме называют изображения распятого Иисуса Христа, возле которого находятся Богородица и Иоанн Богослов).
Николай Буковцов работает в мастерской два года. Он – столяр четвёртого разряда.
«Я тут неподалёку живу, в Алексеевке. Как‑то, проезжая мимо, спросил, нужен ли рабочий. Оказалось, нужен. Работу приходится делать разную. Стандартного у нас нет совсем, всё индивидуально и каждый раз по‑новому. Вот, бывает, двери делаем для церкви. Они ведь необычные, и делать их сложнее. Приходится дольше подумать. Так что рутины у нас нет», – рассказал Николай.
В соседнем помещении трудятся резчики. Инструменты для ручной работы на столе соседствуют с компьютерным помощником, который управляет станком. Здесь создают различные изделия, начиная от маленьких нательных крестиков и заканчивая частями иконостасов.
«Нам любые задачи по силам, – отмечают мастера. – Храмы разные и требования везде разные, так что проявляем фантазию. Но вместе с тем остаёмся в рамках церковных правил».
Каноны предопределяют три основных стиля оформления: византийский, классический и барокко. Все они имеют свои особенности.
В мастерской проходят экскурсии. Школьники с интересом наблюдают за работой столяров и резчиков, покрасчиков и позолотчиков, шлифовщиков и рабочих на пилораме. За несколько лет мастерская значительно расширилась. Но в Плоском верят: это ещё не предел, а только начало.