Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
97.55
+0.00$
106.14
+0.00
+1 °С, облачно
Белгород

Ножовкой по фольклору. Как корочанский худрук Евгений Гуторов заболел народной культурой

17 января 2020, 15:21Культура
Фото: Владимир Писахов

Он рассказал, как обычные рабочие инструменты превратить в музыкальные.

Топор, пила, коса и даже кусочек полиэтиленового пакета в руках Евгения Гуторова не просто издают мелодичные звуки. Они играют красивую музыку, придавая ей особенный фольклорный колорит.

Волшебный сундук

И дело вовсе не в том, что современные музыкальные инструменты могут исказить атмосферу и дух русской старины, которую Гуторов очень любит. А в том, что столетия назад наши предки играли не на гитарах или саксофонах, а на предметах, имевшихся под рукой. Например, деревянные ложки использовали как по прямому назначению — для приёма пищи, — так и в качестве своеобразных барабанных палочек, ритмично перестукивающихся в такт песне.

Доска с вырубленными поперечными желобками под названием «рубель», служившая прабабушкам для выколачивания и глажения белья, выполняла и развлекательную роль: с её помощью в мелодию добавляли шумовой эффект. Такого добра в арсенале художественного руководителя народного коллектива «Ивушка» Мелиховского центра культурного развития и ансамбля русских народных инструментов «Жалейка» Белгородского центра народного творчества — целый сундук.

«А это калюка, — объяснил мне Гуторов, доставая из него… пластмассовую водопроводную трубу длиной около метра с маленькой дыркой у основания. — Раньше её изготавливали из борщевика или татарника. Когда мужики шли косить траву, они рвали по дороге это пустотелое колючее растение и играли на нём, чтобы скрасить время в пути. Получалось что‑то похожее на свист. Моя калюка, конечно, работает иначе. Послушайте».

То зажимая пальцем отверстие на другом конце трубы, то чуть освобождая его, Евгений Гуторов выдувал из неё настоящее музыкальное произведение с загадочным началом, мощной кульминацией и счастливым концом. Почему счастливым? На душе было радостно, когда слушал невероятное соло калюки. Кстати, именно она — исконно белгородский музыкальный инструмент, использовавшийся в Красногвардейском районе.

Фото: Владимир Писахов

Держи балалайку!

Евгению не исполнилось и шести лет, когда он впервые услышал русскую народную музыку в Доме культуры посёлка Комсомольский Белгородского района. На репетиции ансамбля народных инструментов под руководством Бориса Горюнова мальчик оказался случайно, но едва зазвучали первые ноты, почувствовал: музыка наполнила его неведомой ранее силой снизу доверху.

«Я в тот же день попросил худрука взять меня в коллектив, но Борис Александрович отказал: маленький, мол, ещё, — поделился воспоминаниями Евгений. — Не пропустил ни одной репетиции, слушал, учился, пробовал играть, ошибался и опять пробовал. И Горюнов, наконец, сдался. „Держи балалайку!“ — сказал однажды, протянув инструмент. Тогда это событие казалось самым счастливым в жизни».

Счастливой, впрочем, можно назвать череду всех последующих событий — многочисленные концерты, поступление в музучилище и первая серьёзная награда коллектива, в составе которого блистал десятилетний Женя Гуторов. В Великом Новгороде на всероссийском конкурсе белгородские музыканты завоевали первое место. Юный балалаечник признался позже, что взлетел тогда намного выше седьмого неба. А о том, что через несколько лет, в 2010-м, он возглавит родной ансамбль, даже не мечтал.

Фото: Владимир Писахов

 «Ветер». Исполняется впервые

— Знаю, что умеете играть на свирели, жалейке, гармони, гитаре, контрабасе, всех клавишных, барабане, но как вы это делаете на топоре, пиле, пакете и косе? — искренне недоумеваю я. — Ни за что не поверю, пока не покажете.

— Играть можно на всём, что издаёт звук, — отвечает мой собеседник, отрывая от пакета маленькую его часть. — То, что вы перечислили, — пройденный этап. Мы в «Жалейке» постоянно находимся в поиске свежих идей, их оригинальных воплощений, новых инструментов. В повседневной жизни как только слышим какие‑либо звуки, например от упавшего на пол предмета, сразу берём на вооружение. А вот вам и Соловей-разбойник!

Приложив кусок полиэтилена к губам, Евгений вдруг залился такой великолепной многоголосой трелью, что я невольно огляделся по сторонам. Нет, в актовом зале Мелиховского ЦКР птиц точно нет, но если хотя бы один живой соловей услышит выходку Гуторова, то наверняка захочет посоревноваться с ним в пении. Интересно, как они будут смотреться на сцене в дуэте?

После того как музыкант сыграл ещё и на пиле, захотелось попробовать самому. Не сложно ведь — зажать рукоятку инструмента между ног, отогнуть режущую часть в сторону, как это делал Евгений, и медленно провести смычком по металлу. В предвкушении я затаил дыхание и приготовился к дебютному соло. Увы, чуда не произошло: в моём исполнении лишь угрожающе завывал степной ветер. Работать ножовкой по фольклору мне ещё предстоит основательно учиться. Может быть, жалейка меня пожалеет?

— Это инструмент пастухов, которые таким образом звали коров с пастбищ, — сразу отбил желание освоить новый инструмент Евгений Гуторов. — Обратите внимание: выходное отверстие жалейки сделано из настоящего коровьего рога. Где‑то читал о том, что корова узнавала по звучанию свой рожок и шла на зов пастуха.

— А много ли инструментов в сундуках ансамбля?

— Точно не скажу. Много. Знаю, что во время исполнения номера «И швец, и жнец» за несколько минут я меняю больше десяти. А ещё в наших произведениях иногда играет армянский народный инструмент дудук. Не удивляйтесь. В коллективе работает армянин Самсон Мовсесян, предложивший однажды музыкальный эксперимент. Никогда не слышали, как одновременно звучат окарина и дудук? Это восторг!

Фото: Владимир Писахов

Душевная награда

«Жалейка» участвовала в сумасшедших по накалу и составу концертах на разных площадках. Государственный Кремлёвский дворец, олимпийские объекты в Сочи, концертный зал имени П. И. Чайковского, а также площадки Швеции, Финляндии, Германии — неполный список мест, где заслуженный коллектив народного творчества выступал с лучшими отечественными и зарубежными исполнителями. Наши земляки — лауреаты всероссийских и международных конкурсов, обладатели нескольких Гран-при национальных фестивалей. И всё это — дело рук шестерых мужчин, которые болеют русской народной культурой, особенно белгородским фольклором.

«В репертуаре «Жалейки» — более 30 композиций, созданных именно на Белгородской земле. Зрителям представляем их в собственной аранжировке, используя старинные русские инструменты, — рассказал собеседник. — Важно сохранять традиции предков, ведь если эта ниточка оборвётся, то вымрем как нация».

В конце прошлого года старания Гуторова в очередной раз оценили на самом высоком уровне. Художественному руководителю ансамбля вручили национальную премию «Душа России» в номинации «Народная музыка», присуждаемую за выдающиеся творческие достижения в сфере сохранения и развития народных художественных традиций, активную просветительскую и педагогическую деятельность. Не оборвётся ниточка вековых традиций и памяти, а значит, будем жить. Будем петь и играть. В унисон с «Жалейкой».

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Владимир Писахов
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 10:12
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ОбществоСегодня, 10:10
Вячеслав Гладков: в Белгородской области провели более 13 тыс. учений по гражданской обороне
Материал
ОбществоСегодня, 09:08
Вячеслав Гладков: «В Белгородском районе открылся центр «Воин»