Храм великомученика Димитрия Солунского, который находится в селе Яблоново Корочанского района, пережил несколько исторических эпох. Построили его в 1810 году. В 30-х годах прошлого века разграбили. В годы Великой Отечественной войны — разбомбили, а в 1971-м хотели взорвать. Прежняя история, с её перипетиями, минула. А богоугодная церковь стоит.
«В Великую Отечественную войну в храм попал снаряд. Внутри было всё разрушено. Но после войны церковь восстановили и в ней даже проходили службы. Однако недолго», — рассказал настоятель храма великомученика Димитрия Солунского иерей Георгий Боровиков.
В начале 60-х с церкви сняли кресты и покрыли сусальным золотом купола.
«Косилки-молотилки пытались сюда затащить, грабли, жатки, серпы, кувалды и прочую механическую утварь. А в 1971 году, когда была построена местная средняя школа, храм вообще решили взорвать. Времена богоборческие были», — поделился священник.
Пригласили по этому поводу взрывников из горно-обогатительного карьера.
«Те приехали и сказали, что если они взорвут церковь, то в радиусе километра разрушатся все дома. Настолько был крепкий храм», — рассказал отец Георгий.
До 90-х годов церковь простояла в запустении. Пока строительство не оплатил колхоз «Россия».
Священнику яблоновского храма чуть больше сорока. Дед его был начальником Борисоглебского лётного училища, отец тоже лётчик-истребитель. В 1979-м семья Боровиковых переехала на Белгородчину. Здесь же, в Старом Осколе, тогда ещё юный Юрий Боровиков, так в миру зовут нынешнего настоятеля, окончил школу и поступил в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Санкт-Петербурге. Служил на Тихоокеанском и Северном флотах.
«На Дальнем Востоке я нёс службу в береговой части, а на Северном флоте — на большом противолодочном корабле «Североморск», — сообщил отец Георгий.
В 1998-м году капитан Боровиков уволился в запас.
«Я ведь был одним из первых, кто служил по контракту. С желанием начал служить. Но страна, видел, разваливаться стала. Никаких перспектив. Ни флот, ни армия тогда не нужны были. Закончился срок контракта, и я уволился. Да и корабль наш «Североморск» поставили в док на длительный ремонт», — поделился настоятель.
Бывший моряк организовал своё строительное предприятие, прибыли от которого, по словам Боровикова, на жизнь хватало. Но так случилось, что поехал в монастырь.
«Как‑то с друзьями мы отправились в Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь на встречу к архимандриту Ипполиту. День практически простояли на приём к нему. Но после беседы для меня как мир перевернулся. Я считаю, что это самый добрый батюшка двадцатого столетия. На Руси была традиция, чтобы в начале жизни попасть к старцу-угоднику божиему. Они душу человеческую вымаливают на жизнь вечную и указывают путь к спасению», — рассказал священник.
С 2003 года тогда ещё мирянин Боровиков регулярно ездил в рыльский монастырь на послушание. Сено косил, дрова рубил, на стеночке монастырской, по его словам, работал.
«Как говорят, на монастырскую стеночку поднимешься трудником, а спустишься уже батюшкой. Однажды монастырский схимник мне сказал: «Всё. Пришло твоё время стать священником. Отец Ипполит тебя вымолил». Я никогда об этом не думал. Настолько для меня это было неожиданно. Приезжай, говорит он мне, вместе с женой, и если она согласится стать матушкой, то будет тебе Божие благословение», — поделился отец Георгий.
Юрий Боровиков стал пономарём при храме Святого Великомученика Георгия Победоносца, в честь которого освящён малый храм прихода во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Белгороде. Поступил на заочное отделение в семинарию.
«Как‑то мне в руки попала книга «Дневник Оптинского старца» преподобного Никона Беляева. Там я прочёл, что если вы начали службу в двадцать лет и по какой‑то причине её не закончили, то, быть может, Господь вас поставит на службу в сорок лет. Это оказалось про меня. В священники меня рукоположили в декабре 2011 года. А в январе мне исполнилось 40 лет. Милость Божия, видимо», — рассказал настоятель.
В храме Великомученика Димитрия Солунского отец Георгий служит уже семь лет. Приход у яблоновской сельской церкви небольшой. Всего 30 человек.
«Потеряна, к сожалению, потребность сердца людей быть на службе. Приходят в основном те, которых Бог привёл через скорби или болезни», — отметил батюшка.
По словам настоятеля, деревенские священники живут от прихода, а городские, которые служат в соборах, получают ежемесячный оклад. Только в царское время, когда был Священный синод, выделяли 296 рублей в год на каждого священника. И в сёлах выделяли им 30 десятин земли на прокормление.
У приходского священника, отца Георгия, есть служебный дом 120 метров квадратных, матушка Марина и детишки Татьяна, Мария, Николай и трёхлетняя Ника.
«Огород, конечно, держим, а вот на живность у меня не хватает уклада. Мы люди городские. Не привыкли пока к сельской жизни», — признался священник.
Сейчас храм находится в состоянии ремонта. Ему, по словам настоятеля, надо восстановить всё внутреннее убранство. При входе в церковь, на стене висит объявление с мобильным номером телефона священника.
«Это в основном присуще сельским храмам. В городских такое не практикуется. Дело в том, что мне в любое время могут позвонить люди и попросить совета», — объяснил настоятель.
В разговоре с батюшкой вопросы напрашиваются сами.
— У вас есть какое‑нибудь увлечение?
— Я очень люблю людей и чувствую своё призвание Богом помогать страждущим. Всего себя отдаю Богу, детям и прихожанам. У меня не остаётся времени на какие‑то мирские увлечения. Я уже не помню, как стал священником, когда удалось полноценно отдохнуть.
— Священникам полагается отпуск?
— Да. Три недели и два воскресенья. По церковным канонам каждый православный человек не должен пропустить Святого причастия более, чем три воскресенья. И если всё будет хорошо, то поеду с семьёй в Санкт-Петербург к своим однокашникам по Военно-морскому училищу.
— А чем вы занимаетесь, когда нет службы в храме?
— У нас есть ночные и утренние молитвы. Да и детям надо уделить внимание. К тому же на причастие вызывают. Освящаю дома, машины и даже ульи.
— Неужели это правильно?
— Правильно. После обряда у людей появляется ангел-хранитель, который бережёт не машины или дома, а жизни тех людей, которые ими пользуются. И не в пчёлах даже дело. Ангел будет охранять и потворствовать богоугодным делам того человека, деятельность которого освящена.
Я вместе с отцом Георгием прошёл к алтарю.
«Главное, чтобы у людей не было заблуждения о том, что мы живём сами по себе и как хотим. Это не так. Отцы тёрн ели, а у детей зубы скрипят. Это значит, что грехи родительские ложатся на детей и внуков. Человек, который приходит в храм, вымаливает четыре поколения вперёд и три назад. Когда благодать духа в роду заканчивается, то есть некому больше за этих людей молиться, то через четыре поколения род выродится. Первыми умирают мужчины. Чтобы избежать этого, в роду должен быть молитвенник. То есть тот человек, который будет молиться за этих людей. Иначе благодати Святой Дух отойдёт, и жизни у таких не будет. Мир без молитвы простоит всего лишь сорок дней», — поделился священник.