Мы продолжаем рассказывать об исторических местах Корочи и Корочанского района. Сегодня вместе с директором районного историко-краеведческого музея Натальей Дубининой журналисты «Ясного ключа» пройдутся «Пешком по Короче» к храму Рождества Пресвятой Богородицы.
Этот храм, который без преувеличения стал жемчужиной земли Корочанской, находится на улице Интернациональной, что в самом центре города. Его небесно-голубые стены в ясную солнечную погоду словно сливаются с небом. А в пасмурную — серебристые купола и позолоченные маковки с крестами как бы подсвечивают серые тучи. Виден храм Рождества Пресвятой Богородицы из любой точки раскинувшейся на холмах Корочи. И порой возникает ощущение, что один лишь вид его благословляет горожан.
«Это у нас уже третий храм. Первый — во имя святого Архистратига Михаила — построен был в годы основания Корочи. Второй храм простоял до 1873 года. Затем на его месте воздвигли, как написано в исторических документах, «обширный и великолепный новый», — рассказала Наталья Дубинина.
О деревянном храме во имя святого Архистратига Михаила за давностью лет не сохранилось сведений, как он выглядел снаружи и внутри. Сгорел храм от попадания молнии.
Эту версию подтверждает грамота царя и великого князя Михаила Фёдоровича, посланная корочанскому воеводе Василию Апраскину в 1644 году. Государь писал: «По нашему Указу послано на Корочу в церковь Михаила Архангела с попом Тимофеем церковное строение, образа, книги и ризы вместо сгорелых… Писал на Москве лета 7152, июня в 15 день».
Исторические события со временем обрастают легендами и домыслами. Не минула эта участь и второй, уже каменный, корочанский храм.
«Соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы просуществовал до 1873 года. Он был с двумя приделами. А разобрали его, потому что обветшал сильно», — продолжила директор музея.
Каким был этот храм, можно представить себе по описанию, которое составил в конце XIX века священник Михаил Чефранов. А сам он воспользовался церковными описями 1782, 1816 и 1854 годов.
Соборная Рождество-Богородицкая церковь была каменная о двух главах. Отец Михаил писал: «Кресты на главах железные, вызолоченные, а на колокольне окрашенные. Крыша трапезы и колокольни из «сибирского железа» и выкрашена зелёною краскою».
Вид церкви, по его описанию, был продолговатый, наподобие корабля, с конусообразными куполами. А на колокольне было восемь колоколов, и самый большой из них весил 25 пудов.
Когда храм разбирали, чтобы на его месте построить новый, то в главном алтаре под престолом нашли деревянный крест с надписью: «Сей храм освящён Архиереем Белгородским и Обоянским Агеем, Корочанским духовным правителем слободы Михайловки Успенской церкви Протопопом Иосифом Ковалевским в 1781 году, августа 24 дня».
Однако в 1781 году храм был освящён уже второй раз. «Церковь освящена вторично после внутреннего пожара», — было записано в клировых ведомостях.
Но кто и когда построил второй корочанский храм? Здесь мы обратимся к местной легенде, записанной в 1886 году нашей землячкой, прозаиком, драматургом, публицистом и фольклористом Надеждой Соханской:
«Император Пётр I, по одержании знаменитой победы над Шведским королём Карлом XII, под Полтавою, на возвратном пути во внутренность России в числе других казацких городков посетил Корочу. В это время на Короче в большом почёте жил некто Климент Лохвицкий. Он скупил у Корочанских казаков много земли, а по реке Короче у него было 27 мельниц…».
Лохвицкий этот по богатству своему удостоился чести принять у себя царя Петра Алексеевича. Из окон дома этого зажиточного корочанца Пётр I увидел сгоревший храм Архистратига Михаила.
«Царь разведал, что река Короча с обоими берегами находится в руках одного владельца, и предложил Клименту оставить себе четыре мельницы, какие он пожелает. А двадцать три купил у него в казну и заплатил за них дорогую, по тогдашнему времени, цену в три тысячи рублей», — гласит легенда.
А на эти деньги царь велел Клименту построить новый соборный храм: «Климент, по царскому повелению, построил на Короче каменный соборный Рождество-Богородицкий храм и был в нём первым протопопом».
«Но это всего лишь легенда. Дело в том, что, как вспоминал священник Михаил Чефранов, в описи корочанских документов была так называемая отписка из Белгорода в Корочу под № 451 от 1700 года. В ней, в частности, требовали выслать в Белгород дело о подтоплении корочанским казаком Никифором мельницы архангельского протопопа Климента. Следовательно, Климент был протопопом намного раньше второго построенного храма. Думаю, что второй корочанский храм был построен не позднее конца первой четверти XVIII века», — рассказала Наталья Дубинина.
Второй храм, несмотря на каменность, постепенно ветшал. Его неоднократно перестраивали и ремонтировали. Но годы взяли своё. В 1872 году протоиерей Рождество-Богородицкого храма Михаил Вирославский подал прошение епархиальному начальству о постройке нового храма, который и стоит в Короче до сих пор.
Вот как свои впечатления о новом храме описывал в статье «Из истории Слободской Украины: об основании сторожевых городов Корочи, Нижеголья и Яблонова в XVII веке», опубликованной в «Курских губернских ведомостях» в 1900 году, преподаватель корочанской мужской гимназии Тимофей Проскурников: «…Собор такой величины по своим размерам, что может соперничать во многих отношениях со своими собратами — соборами губернских и даже столичных городов!»
Высота церкви, писал священник Михаил Чефранов, от основания до креста — 43 аршина (один аршин — 71,12 сантиметра), высота креста — 4 и 3/4 аршина. Высота колокольни до креста — 62 аршина, креста — 3 аршина. Длина же всей церкви (с алтарём и колокольней) — 84 аршина. Ширина с боковыми приделами — 29 аршин. А над храмом возвышаются «пять осьмиугольных куполов».
Нынешнему настоятелю храма отцу Михаилу 53 года, и 22 из них он служит в Короче. Приход, по его словам, несмотря на то, что в Короче шесть тысяч жителей, небольшой. Кроме обязанностей настоятеля и благочинного Корочанского округа отец Михаил преподаёт катехизис в Белгородской семинарии.
Мы вошли в храм. Он действительно огромен. Отец Михаил заметил моё удивление.
«Не вы один восхищаетесь размерами нашего храма. Собор наш необычный. Он пятипрестольный и является практически копией московского Богоявленского патриаршего собора», — рассказал он.
Храм, по словам настоятеля, уже требует ремонта:
«Мы, конечно, ищем людей, которые бы помогли в ремонте. Но на всё воля Божья».
К сожалению, ни старинных икон, ни иконостаса, ни росписей прежнего храма не сохранилось. Всё новодел. А до революции 1917 года в храме был иконостас из итальянского фарфора, под центральным куполом висели шестиметровые хрустальные люстры, а на колокольне был восьмитонный колокол.
Вот как в 1899 году описывал убранство храма Рождества Пресвятой Богородицы священник Михаил Чефранов: «Главным украшением церкви является четырёхярусный позолоченный иконостас, занимающий всю восточную стену, скрывая собой все три алтаря. Высота среднего иконостаса — 13,5 аршина, а двух боковых — по 12. Его стоимость составляет 35 тысяч рублей… Особой красотой, изящностью и ценностью выделялась металлическая люстра, висящая на железных цепях внутри среднего купола. Она была позолочена и на ней установлено до 72 подсвечников».
На колокольне, как вспоминал Чефранов, было семь колоколов, и на самом большом из них весом 546 пудов была отлита надпись: «Благовествуй земле радость велiю», «Хвалите небеса славу Его», «Сей колоколъ вылитъ в граде Москве въ лето 1863 г. Мая 5 дня, для соборной Рождество-Богородицкой церкви в городе Короче Курской губ., при Императоре Александре III-мъ, при Преосвященном Iустине, Епископе Курскимъ и Белгородскимъ, при протоiерее соборной церкви города Корочи Iоанне Вирославском».
«Сейчас у нас семь колоколов, но самый большой весит 500 килограммов», — рассказал отец Михаил.
Звонарей, кстати, в храме нет. Их заменила современная электроника. Отец Михаил достал смартфон, открыл какое‑то приложение, и мы услышали звон колоколов.
«Это так называемый электрозвонарь. В программу загружено 20 мелодий. Очень удобная штука для сельских храмов. Потому что в сёлах трудно найти звонарей», — пояснил батюшка.
Колокола храма играли благовест.