На встрече с бывшим директором школы Виталием Цуркиным в селе Новая Слободка, по правде говоря, не надеялся узнать что‑то особо интересное для газетной публикации. К счастью, ошибся. И рад, что встретился с этим человеком, узнал его историю и теперь хочу рассказать читателям «Ясного ключа» о нём.
Окна на фасаде небольшого одноэтажного дома, в котором живёт Виталий Георгиевич Цуркин, выходят на Новослободскую среднюю школу. Ту, в которой он учительствовал 40 лет.
«Да, это моя жизнь и история», — сказал Цуркин.
И в голосе его были грусть и гордость. Виталию Георгиевичу 70 лет. Родился в селе Кощеево Корочанского района. Там же окончил школу:
«А я ведь из династии педагогов. Отец преподавал физику с математикой, а мама учила детей биологии и иностранным языкам».
В 1965-м, после школы, Виталия пригласили преподавать в восьмилетку села Песчаное Корочанского района.
«Нужда была в сельских учителях. Помню, приехал ко мне директор той школы и предложил учить ребятишек физике и математике. Я согласился. Интересно было стать так быстро самостоятельным», — рассказал собеседник.
Через год учительства Цуркин поступил на заочное отделение физмата в Белгородский педагогический институт. И продолжал работать в школе, где было 45 учеников.
«Требования к заочникам были выше, нежели к тем студентам, которые учились на стационаре. Но работу в школе я не бросил», — поделился Виталий Георгиевич.
Когда Цуркин ещё учился на четвёртом курсе, его — студента — назначили директором школы. А в 1971-м, когда окончил вуз, призвали в армию. Отслужил. Уволился в запас. Вернулся в свою ставшую родной школу на прежнее место работы.
«Тогда у нас было около 40 ребятишек. Преподавали и учились все с удовольствием. А через три года, то есть в 1975-м, мне предложили возглавить Новослободскую среднюю школу. В ней было больше 150 учеников. К началу 90-х, к сожалению, оставалось лишь 82 ребёнка. Началась разруха и государства, и образования», — рассказал Цуркин.
«Много было сложностей в те годы безвременья», — Виталий Георгиевич глубоко задумался после фразы.
Пауза затянулась.
«Давайте я как подруга и соратница расскажу, как было дело и что пришлось пережить Виталию на посту директора сельской школы», — вступила в разговор жена Екатерина Алексеевна Цуркина.
Она тоже учитель — преподаёт математику в Новослободской школе.
«В 90-е школе пришлось выживать самостоятельно. Начиная от питания для детишек и заканчивая ремонтом здания. Пришлось даже создать подсобное хозяйство. Преподаватели вместе с учениками выращивали кроликов. Была у нас лошадь, трактор, плуг и грузовик. Сами выращивали картошку, капусту, морковь, огурцы», — поделилась супруга.
На тракторе работал преподаватель производственного обучения, а учитель физкультуры водил грузовик.
«Газа в селе не было, поэтому сами заготавливали дрова и для отопления школы, и для домов преподавателей», — рассказала Екатерина Алексеевна.
Но, как говорится, беда не приходит одна.
«Закрыть школу хотели. А для нас, учителей, в то время это было смерти подобно. Дело в том, что здание было рассчитано на семилетку, хотя значились мы как средняя. Так вот, пришли учрежденческие работники и заявили, что необходимо привести здание в соответствие с различными СНИПами и нормами. То есть увеличить количество кабинетов. А как их увеличишь? Здание ведь не резиновое. Было всего семь классных комнат и спортзал. А должны были прийти шестилетки, которым, по правилам, надо спальни и отдельные санузлы», — продолжила Екатерина Алексеевна.
Как итог, в 2004 году чиновники вынесли предписание о закрытии и расформировании школы.
«А недалеко от школы было недостроенное и заброшенное здание детского садика. Я и предложил своим сотрудникам сохранить школу за счёт восстановления детсада, чтобы разместить в нём шестилетних учеников. Там у нас, мол, будет начальная школа, а старшие останутся постигать науку в старом здании», — вернулся к разговору Виталий Георгиевич.
Учителя поддержали начинание директора, и закипела работа. Кто месил бетон, кто разрушал ненужные перегородки и ремонтировал старую крышу.
— А на какие же средства восстанавливали? — поинтересовался я.
— Исключительно своей инициативой. Цемент, в принципе, был. А кирпич использовали бывший в употреблении. То есть, когда демонтировали внутренние перегородки, то из этого же стройматериала делали новые. Мы практически своими силами восстановили заброшенный детский сад и оборудовали в нём всё, что было необходимо для обучения малышей.
В августе 2004 года, по словам Екатерины Алексеевны, приехала комиссия, чтобы закрыть школу. Мой муж сказал чиновникам:
«Подождите! У нас есть где разместить и обучать детишек. Но ему не поверили. Однако, увидев отремонтированное здание с четырьмя новыми классными комнатами, отступили. Вот так мы спасли нашу школу».
За все труды директор Цуркин получил от районных властей награду — радиоприёмник.
— Екатерина Алексеевна, вы до сих пор преподаёте. Неужели нет педагогической смены?
— Не идут молодые специалисты в село работать. Я оставила себе десять часов в неделю — и то лишь потому, чтобы не бросать своих учеников. Средний возраст учителей в нашей школе приближается к 50 годам. Есть ли перспектива? Да сохранить бы тех 95 ребят, которые с удовольствием каждый день приходят на наши уроки.
Вытирая руки от теста, в комнату вошла дочь Елена:
«Извините, я тут куличи на кухне готовила, вот и решила послушать, а, может быть, и присоединиться к вашей беседе».
Она продолжила учительскую династию — уже 28 лет преподаёт сельской ребятне информатику и математику.
— Трудно с современными подростками?
— Если сравнивать наше поколение учеников и нынешних, то сейчас дети более инфантильные. Мы стремились к знаниям. А теперешним всё равно, какую оценку они получат, узнают ли что‑нибудь новое. Но не все такие. И это радует. Труднее было на первом этапе моего учительства объяснить им азы точных наук. Ведь университет даёт академическое образование, которое рассчитано на подготовленные умы. А детям надо популярно объяснить, что такое, предположим, математические первообразные и производные. Когда только пришла в школу, частенько по вечерам консультировалась с родителями, как лучше объяснить детишкам ту или иную математическую формулу.
— А как вам самой училось в школе? Тем более, что родители были преподавателями.
— Я должна была стать самой лучшей ученицей. И на открытых уроках отвечала в основном я. А каждый вечер у нас проходил домашний педагогический совет. Получалось, что училась не только в школе, но и дома. Родители дали мне отличную подготовку. Я без труда поступила в университет, хорошо его окончила и с удовольствием делюсь знаниями и опытом со своими учениками.
Два года назад школу отремонтировали. Не сравнить с прошлыми временами, рассказывают Цуркины. Сейчас намного лучше: подаёшь заявку в администрацию — и проблем с ремонтом нет.
В 2005-м Виталий Георгиевич покинул пост директора школы и стал рядовым преподавателем физики. А в 2015 году по состоянию здоровья вышел на пенсию.
— Виталий Георгиевич, вы были строгим учителем?
— Нет. Я мог простить и понять. Дети есть дети.
Сейчас пенсионер Цуркин в своём небольшом дворе разводит породистых кур и уток. И ждёт в гости внуков и внучек.
«Нам в своё время давали новый дом в полутора километрах от нынешнего. Но Виталий отказался. Далеко, мол, от школы. И я поняла. Ему надо видеть своё детище каждый день. Даже из окна через дорогу», — рассказывает Екатерина Алексеевна.
Я попрощался, проводить меня вызвалась Елена Витальевна. А когда мы вышли на улицу и за нами хлопнула железная калитка, она сказала:
«К папе до сих пор обращаются за помощью в репетиторстве. Он никому не отказывает».