Мы продолжаем рассказывать об исторических местах Корочи и Корочанского района. Журналисты «Ясного ключа» вместе с директором районного историко-краеведческого музея Натальей Дубининой прошли к бывшей Александровской мужской гимназии, а ныне – Корочанской школе-интернату.
В 1885 году на возвышенном месте Покровской улицы (ныне это улица Карла Маркса), среди густой зелени окружающих садов, появилось двухэтажное здание Корочанской Александровской мужской гимназии с церковью во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ставшее украшением уездного города. Это был подарок корочанского земства жителям.
«На месте, где была построена гимназия, располагались старые винные подвалы. Местоположение было настолько выгодным с точки зрения строительства земской больницы — возвышенность, окружённая садами, — что городские власти долго не шли на уступки поборникам строительства гимназии. Ищите, мол, другое место», — начала рассказ Наталья Дубинина.
В конце концов, компромисс был найден. Земство предложило городу свою, недавно приобретённую с торгов, усадьбу купца Пушкарёва в районе Базарной площади, а взамен получило долгожданную землю на Покровской улице.
Итак, 30 января 1883 года экстренное уездное земское собрание приняло постановление о строительстве здания для мужской гимназии, проект которого сделал архитектор Харьковского учебного округа.
Строительство, по словам Дубининой, обошлось земству в 52 тыс. 156 рублей. А на устройство храма было пожертвовано 817 рублей 20 копеек. При возведении гимназии, чтобы удешевить смету, использовали кирпич и железо от разобранных построек винных подвалов.
«В новом двухэтажном здании было 45 комнат, в том числе: приготовительный класс и восемь основных классов, канцелярия, фундаментальная и ученическая библиотека, физический кабинет, церковь. Кроме того, там была пятикомнатная квартира для директора и четырёхкомнатная для инспектора. А в особом выступе нижнего этажа располагались две трёхкомнатные квартиры для помощников классных наставников. Гимназия обогревалась голландскими печами, для которых ежегодно требовалось около 225 м3 дров», — продолжила Наталья Дубинина.
Во дворе гимназии были установлены неподвижные гимнастические снаряды, например наклонная плоскость, подъёмные лестницы, столбы для лазанья, гигантские шаги и доски для качаний. С улицей здание гимназии разделяла каменная, крытая железом ограда длиной 70 метров.
Время, к сожалению, не пощадило былое великолепие уездной гордости. Ныне старинное здание бывшей Александровской гимназии приросло новоделами. Да и не мудрено. В здании бывшей гимназии и прилегающих к ней уже современных постройках расположилась Корочанская школа-интернат, в которой помогают детям исправлять нарушения речи.
Моим экскурсоводом по интернату стала руководитель школьного музея Тамара Пономарёва.
Экскурсию мы начали со старинного здания. Сводчатые окна, высокие потолки, в которых отражалось эхо задорных детских голосов. Была перемена. Я заглянул в один из классов. На фоне современной обстановки в одном из углов аудитории, как инородное тело, от пола до потолка возвышался оштукатуренный выступ.
— А это что такое? — поинтересовался я.
— Это остатки старинных гимназических печей, — ответила Пономарёва. — Отопление в то время было дровяное.
Окна в коридорах старого здания, кстати, сравнялись с землёй. Время берёт своё.
Прозвенел звонок на урок, и в коридорах стало тихо.
«А это наша гордость — школьный краеведческий музей. Начинается экспозиция с 1637 года, когда был основан наш город-крепость Короча. Кроме того, в музее представлены фотографии наших знаменитых выпускников. Вернее, выпускников Александровской мужской гимназии. Среди них военный хирург Сергей Миротворцев и Арнольд Гессен», — сказала Пономарёва.
Миротворцев, по словам Тамары Пономарёвой, участвовал в пяти войнах и внёс неоценимый вклад в военно-полевую хирургию.
«Он хотел посвятить свою жизнь сельскому хозяйству и по окончании гимназии подал документы в Московскую сельскохозяйственную академию. Но провалил вступительные экзамены и тогда поступил на медицинский факультет Харьковского университета», — рассказала Пономарёва.
В Первую мировую войну Миротворцев руководил военно-полевым госпиталем на Западном фронте. А за организацию переправы госпиталя через Вислу был награждён боевым орденом Святого Владимира IV степени, с мечами. Позже Миротворцев стал главным хирургом и помощником главноуполномоченного Красного Креста.
«Он научно обосновал первоочерёдность проведения операций при ранениях черепа, мозга, груди и живота. Исследовал методы борьбы с шоком на передовых позициях, занимался переливанием крови во фронтовых условиях, комплексным лечением раненых и разработал метод пересадки мочеточника, получивший большое распространение в хирургии», — продолжила директор школьного музея.
Памятник ещё одному знаменитому выпускнику Арнольду Гессену стоит при входе на территорию школы-интерната. Он производит двоякое впечатление. Взгляд улавливает не только изваяние головы знаменитого человека, но как минимум ещё две архитектурные формы. Своим впечатлением я поделился с Тамарой Пономарёвой.
«Вы правы. Памятник выполнил знаменитый белгородский скульптор Анатолий Смелый в так называемой технике тремеграрх…», — подтвердила мои догадки она.
Наш диалог прервала девчушка с книжкой в руках. Алина Кравцова учится в девятом классе школы-интерната и, по её словам, интересуется творчеством Пушкина, а также литературными произведениями Гессена о великом поэте.
«Памятник посвящён выпускнику мужской гимназии Арнольду Гессену. Он был писателем-пушкинистом. Он написал «Набережная Мойки, 12. Последняя квартира А.С. Пушкина»», — рассказала школьница.
Эта книга, по словам Алины, посвящена последним годам жизни классика русской литературы. Автор описал трагические дни, часы и минуты великого поэта на набережной Мойки и прощание с ним народа.
«Позже Арнольд Ильич написал ещё пять книг о Пушкине, его окружении и эпохе. В их числе беллетризированный монтаж документов в повести «Во глубине сибирских руд… Декабристы на каторге и в ссылке», «Всё волновало нежный ум… Пушкин среди книг и друзей», которую посвятил истории пушкинских надписей на книгах и рукописях. А последней книгой Гессена стала «Рифма, звучная подруга… Этюды о Пушкине», — продолжила Кравцова.
Памятник же Арнольду Гессену, созданный скульптором Анатолием Смелым, по словам ученицы девятого класса, получился необычным.
«Если смотреть на него прямо, то видим скульптурное изображение самого Гессена на фоне развёрнутой книги. А если смотреть сбоку, то взору предстаёт страница, на которой изображён профиль Александра Пушкина. Это скульптурное произведение, на котором Пушкин и Гессен вместе. Работа получилась в трёхмерной графике и архитектуре», — подытожила Алина.
— Догадайтесь, сколько километров в день я наматываю по коридорам школы? — спросила меня директор школы-интерната Нина Сухова.
Я пожал плечами.
— Больше десяти, — ответила она. — Это ведь большая ответственность, и я должна постоянно находиться на острие всех школьных событий.
Нина Сухова уже больше 28 лет возглавляет школу-интернат. До этого директорствовала в средней школе села Проходное, преподавала физику и математику школьникам села Анновка, была и руководящим партийным работником.
«В девяностые, когда всё начало разваливаться, я возглавила школу-интернат. Тяжело, конечно, было. Да что там вспоминать! Главное, что пережили то неблагополучное время без особых потерь. Теперь грех жаловаться. У нас хорошая поддержка со стороны Евгения Савченко и руководства Корочанского района», — поделилась Нина Сухова.
В школе-интернате 220 учеников. Два подготовительных класса по 12 детей, три первых класса, два вторых и так далее. А с девятого класса — по одному. 60 преподавателей, из которых 12 логопедов.
«Но логопеды требуются ещё. Велика нагрузка. С логопедами детишки занимаются индивидуально до и после уроков, и каждое занятие длится не более 20 минут», — сказала директор.
— Все ученики остаются ночевать в школе? — поинтересовался я.
— Нет. Часть из них живёт в Короче и близлежащих сёлах. Так что вечером уходят домой. Кроме того, в последнее время родители наших подопечных стараются снять жильё рядом со школой, чтобы забирать и приводить детей как в обычную школу.
Те же, кто остаётся в интернате на выходные, по словам директора, не скучают.
«В субботу и воскресенье мы ходим на тематические экскурсии по Короче, в краеведческий музей, парк. Также у нас работают спортивные и творческие кружки», — рассказала Сухова.
— А что для вас самое трудное в работе с детьми?
— Трудностей в работе нет. Особенно когда любишь то, чем занимаешься. Но, вы правы, есть трудное время — первая неделя сентября. Детишек после долгих каникул привозят в интернат, а они плачут навзрыд. Да и родители от них не отстают. Аж сердце порой щемит. Успокаиваешь себя тем, что пройдёт неделя и всё наладится.