В редакцию «Ясного ключа» обратилась жительница города Корочи Ирина Михайлова. Женщина пожаловалась на местный продовольственный магазин. А точнее на то, что его продавцы, да и сами хозяева не соблюдают указанный на входной вывеске режим работы.
«Этим утром я пошла в магазин за мясом. Прихожу – двери закрыты, у входа очередь. Судя по табличке, открыться он должен был ещё 15 минут назад, в 9:00. Все люди стоят, ждут, внутрь же никого не пускают. «Товар разгружаем!» — таков был ответ продавцов», — сообщила читательница.
По словам Ирины, покупателям дали зелёный свет только в 9:40. К этому времени собралась уже приличная очередь и люди завалили продавцов вопросами.
«Что же вы так долго не открывались? Написали бы тогда, что работаете с десяти утра. Зачем же заставлять людей ждать? – вопрошали мы. На что нам ответила сама хозяйка: «У нас был приём товара. Не нравится – не ждите. Вас никто не заставляет сюда ходить», — продолжила читательница.
Ирина так и поступила. В тот магазин она больше не ходит. А мы задались вопросом: как быть в такой ситуации? Молчаливо ждать, пока предприятие откроется? Писать жалобу в Роспотребнадзор? Или вызывать участкового? На эти вопросы ответила юрисконсульт консультационного пункта по защите прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в Белгородской области в Губкинском районе Мария Черных.
— Можно ли как‑то повлиять на магазины, кафе и прочие учреждения, которые не соблюдают установленный график работы?
— Согласно ФЗ «О защите прав потребителей», организации, осуществляющие деятельность в сферах торгового, бытового и иного вида обслуживания потребителей, а также индивидуальные предприниматели, устанавливают режим работы самостоятельно. Эта информация доводится до сведения потребителей и должна соответствовать действительности.
Если график работы не соблюдается, посетителям следует обращаться в органы Роспотребнадзора. В нашем регионе это управление Роспотребнадзора по Белгородской области. Если указанное нарушение подтвердится, то возможно привлечение к административной ответственности. В соответствии с КоАП РФ, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечёт предупреждение или наложение административного штрафа. Для должностных лиц – от 500 рублей до 1 тыс. рублей, для юрлиц – от 5 до 10 тыс. рублей.
— Каков алгоритм действий в этой ситуации?
— Первым делом, в случае нарушения, его необходимо зафиксировать. Например, оставить запись в книге жалоб и предложений, снять видео. С приложением доказательств направить эту информацию в контролирующие органы.
Обращение в Роспотребнадзор необходимо оформить в письменном виде, с обязательным указанием реквизитов обращающегося лица (ФИО, адрес, подпись), а также данных продавца (ФИО индивидуального предпринимателя, наименование юрлица, адрес), который допустил нарушение.
— А что делать, если продавец или хозяин магазина нагрубил?
— К сожалению, закон не содержит норм общения продавца с покупателем. В большей степени руководитель торговой точки может повлиять на поведение своих сотрудников применяя меры дисциплинарного воздействия – замечание, выговор.
— Надо ли в такой ситуации вызывать участкового?
— Участкового следует вызывать, если хамство носит оскорбительный характер. В таком случае возможно привлечение к ответственности по ч.1 ст. 5.61 КоАП РФ («оскорбление»). Санкции статьи предусматривают штраф от 1 до 3 тыс. рублей (для граждан), от 10 до 30 тыс. рублей (для должностных лиц), от 50 до 100 тыс. рублей (для юрлиц).
Важно понимать, что не всякое хамство будет расценено как оскорбление. Последнее предусматривает унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Если же протокол об административном правонарушении всё‑таки будет составлен, это может стать доказательством и основанием для обращения в судебные органы за компенсацией морального вреда.
— Получается, одной записи в «Книге отзывов и предложений» будет недостаточно?
— В настоящее время жалобная книга — это своеобразный документ, раскрывающий руководителю всё о работе его сотрудников. Однако закон содержит требование о необходимости такой книги в торговой точке, а также указывает на обязательное её предоставление по требованию граждан.
— Подведём итог: стоит ли вообще куда‑либо обращаться, или проще развернуться и уйти из неугодного места?
— Каждый решает для себя сам: жаловаться ему или нет. Нужно соизмерять необходимость посещения торговой точки, где вам всегда хамят. Если есть альтернатива данному магазину, то лучше, конечно, исключить плохой вариант обслуживания и отдать предпочтение более компетентному.
Если же иных вариантов нет – стоит обратиться в соответствующие органы. Как показывает практика, если однажды организация или индивидуальный предприниматель привлекались к ответственности, в дальнейшем они стараются не допускать нарушений.