Свято-Успенский храм села Большая Халань отметит 200-летие в октябре этого года. В канун престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы корреспондент «Ясного ключа» встретилась с прихожанами и настоятелем, чтобы побеседовать о прошлом храма и его настоящем.
Далеко не в каждом селе можно найти такой храм, как в Большой Халани. Он имеет площадь 750 квадратных метров и целых три престола. При строительстве в начале XIX века не скупились. Слобода была богатой. Здесь развивались промыслы: овчинно-шубный, кузнечный, сапожный, бондарный, гончарный. Для отделки храма приглашали мастеров из Петербурга. Фасад и колонны украшала изящная лепнина. Много декоративных элементов было и внутри храма. Сейчас от этого, к сожалению, почти ничего не осталось. В советское время снесли и стоящую рядом величественную колокольню.
Духовная жизнь Халани до революции тоже была богатой и насыщенной. В воскресные дни храм был полон людей. Известно, что здесь было два церковных хора: для мальчиков и для девочек.
После революции настали времена религиозных гонений. В 34 году назначение в Халань получил священник Александр Ерошов. К тому времени храм, несмотря на сопротивление верующих, закрыли, и служить священнику пришлось в церковной сторожке. Вскоре Ерошова арестовали по громкому делу епископа Антония Панкеева, которого обвиняли в организации контрреволюционной группировки. На суде он получил пять лет лагерей. Уже во время отбывания срока Ерошову и другим представителям духовенства предъявили новые обвинения. Отец Александр был расстрелян вместе с владыками Антонием Панкеевым, Онуфрием Гагалюком и ещё несколькими священнослужителями 1 июня 1938 года. Все они прославлены в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских в начале XXI столетия.
Нынешний настоятель Свято-Успенского храма Николай (Пономаренко) побывал в архивах ФСБ и познакомился с материалами дела Александра Ерошова.
«Мы надеялись найти его фотографию, чтобы написать икону. Но в деле её не было. Однако по ходу ознакомления с протоколами допросов лучше понимаешь дух того времени, обстановку. Рушился многолетний уклад жизни. Батюшки как могли старались успокоить людей», — отметил отец Николай.
Из рассказов местных жителей он узнал, что духовная жизнь развивалась в Халани и после закрытия храма. Одна история потрясла священнослужителя:
«Несколько человек из села ходили в Новый Оскол на службу пешком. Выходили в субботу утром из Халани, шли через Холки в Новый Оскол и с собой несли муку на выпечку просфор. Приходили в Новый Оскол, вечером присутствовали на богослужении, ночевали прямо там. Утром опять служба, после которой шли обратно в Халань», — рассказал настоятель.
Жительница села Лидия Гатунова — одна из верных прихожанок храма. Помогает в уборке, печёт просфоры, украшает церковь к праздникам и шьёт храмовое убранство.
«Род у нас был верующий. Один родственник, например, за свои деньги полностью побелил церковь. Он занимался шубным делом, богатым был. Я помню, как нас мама водила сюда. Под шаль прятала. А людей столько было в храме, что негде встать. Приезжали и из соседних сёл, где не было церквей», — рассказала Гатунова.
Ещё одна прихожанка Раиса Козловаотработала в школе преподавателем немецкого языка 60 лет. Она поделилась своей историей:
«Батюшка Николай и матушка Вера мне уже как родственники. Так я к ним привыкла. Когда переехала в Халань, то в храм не заходила. Раньше ведь знаете, как было… Один учитель вёл у нас труд. Сына перекрестил, а на второй день полетел с работы. А как Пасха, директор вызывает нас: „Смотрите, чтобы дети в храм не ходили“. Воцерковилась я уже в 2000‑х. И так меня теперь в храм тянет. Иногда приходится пропускать службы по состоянию здоровья, а душа болит. Приходишь сюда и находишь вдохновение и душевный отдых», — отметила Раиса Козлова.
Валерий Пестриков переехал в Большую Халань в 2003 году. И сразу стал ходить в храм. Сейчас он помогает здесь в качестве пономаря.
«Те, кто приблизился к Господу в 90-е годы, смогли пережить неспокойное время. Спаслись и выжили. Как сказал один старец: «Богом жить, Богом защищаться, Бога любить и никого не бояться». Я стараюсь жить по этому принципу», — рассказал мужчина.
Бережно хранит сведения по истории храма заведующая Большехаланской модельной сельской библиотекой-филиалом Марина Зубкова. Она не раз помогала отцу Николаю проводить мероприятия по духовному воспитанию.
«Когда я в первый раз попала в село и увидела храм, то точно поняла, что останусь здесь жить», — поделилась воспоминаниями Марина Зубкова.
Этим летом весь Корочанский район взбудоражила новость о том, что в Большой Халани обнаружили склеп. Произошло это во время проведения в храме противоаварийных работ. Очистив вход, жители увидели старинную кирпичную кладку и нащупали деревянные доски гроба. Склеп на время закрыли бетонной плитой. Что с ним делать, в митрополии пока так и не решили. Может быть, его законсервируют и оставят в нынешнем состоянии, а может, отдадут для исследования археологам. Версий насчёт того, кто похоронен в склепе, немало. Это может быть и монах, и кто‑либо из священнослужителей храма или же мирянин, который внёс большой вклад в жизнь церкви.
После долгих испытаний храм был в плачевном состоянии. Ремонты, проходившие в советские и 90-е годы, только усугубили ситуацию, поскольку производились непрофессионалами и без учёта особенностей строения сооружения. Два года назад наконец‑то удалось найти финансирование на экспертизу (без неё памятники архитектуры ремонтировать невозможно) и на противоаварийные работы, которые идут с апреля.
«Произведено укрепление грунтов, инъектирование трещин внутри храма. Приближается очередная стадия — оборудование и укрепление тяг. Мы тревожимся. Было совещание, на котором высказано мнение, что тяги эти надо оборудовать одновременно по всей ширине и длине храма и на какое‑то время придётся приостанавливать службу, искать другое место. Параллельно ремонтируем крышу. Три четверти уже сделано», — рассказал отец Николай.
Во время укрепления грунтов вскрывались полы. И сейчас, когда надо будет оборудовать тяги, их придётся опять вскрывать. Скорее всего, этого они уже не перенесут.
Ещё одна проблема в том, что после заделки трещин по особой технологии внешний вид храма стал хуже — штукатурка во многих местах обваливалась и рушилась. По мнению специалистов, церковь надо штукатурить внутри уже сейчас. Да и перед тем как штукатурить, надо укреплять саму кладку: сверлить отверстия и через них прокачивать склеивающий состав.
Ремонт тяг потребует разбора и переноса иконостасов, сделанных ещё в советские годы. Сделаны они на гвоздях, и разобрать их так, чтобы потом собрать вновь, не получится.
«Жизнь показывает, что мы стоим перед новым вызовом — постепенно противоаварийные работы должны перетекать в ремонтные и реставрационные. Как это должно быть, какая должна быть стратегия, где брать финансирование — пока непонятно. Не хватает и единого центра, который бы принимал решения», — отметил отец Николай.
Как отреагирует на проводящиеся работы старинное здание, точно предсказать нельзя, ведь строилось оно по технологиям XIX века. Вполне возможно, что могут появиться новые трещины. Пока халанцы стараются сохранить то, что есть. А глава сельского поселения Михаил Серых активно занимается озеленением центра, так что в будущем у входа в храм появится красивая природная зона.
Прихожане тревожатся о будущем церкви, но не унывают. Сложности, наоборот, сплотили жителей села.
«С самого начала работ достаточно сделать только один звонок — и люди приходят помогать. Все находили время, делали всё, чтобы поддерживать храм в порядке, чтобы здесь была служба. Спасибо всем нашим прихожанам. Приходят даже люди, которые богослужения не посещают пока, но решили помочь, навести порядок. Они неравнодушны. И это самое главное для нашего села: в испытаниях мы объединяемся всем миром», — подчеркнул отец Николай.