«О самой войне я ничего не помню. Я в 1942-м только родилась. Но очень берегу куклу, которою купил мне папа. Она до сих пор у меня в доме на почётном месте — на верхней полке шифоньера», — начала разговор Светлана Почепцова.
Такая же кукла была и у младшей сестры Людмилы, в детстве девочки очень любили ими играть. Обращались всегда очень бережно, ведь куклы — подарок близкого человека, о котором знали только из воспоминаний старших.
«Папа, Пётр Сергеевич Почепцов его звали, привёз их из командировки в Москве. Очень красивые, гуттаперчевые. Детские личики как настоящие. Когда мы с сестрой подросли и стали ходить в школу, то сами шили куклам наряды. С 1946 года прошло так много времени, а эти игрушки всё ещё целы. Мама нам много рассказывала о папе, он был очень серьёзный и сильно любил нас. Он был начальником политотдела Одесского военного пехотного училища им. К. Е. Ворошилова, но оно в ту пору располагалось в Уральске. Там мы с сестрой и родились».
В семье Светланы бережно хранится память о том времени. Дороги реликвии, связанные с именем отца: медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Ещё есть полевая сумка, планшет, бинокль, компас, часы, кобура от пистолета, солдатский ремень.
«Как‑то, уже в наше время, меня пригласили в детский сад, чтобы рассказать о себе, о военном детстве. Взяла с собой папины командирские вещи и куклу. Мальчики сначала потянулись к командирской сумке, кобуре пистолета, компасу… А потом взяли в руки куклу и не хотели её отдавать. Это было удивительно для меня», — рассказала корочанка.
Вещи с историей обладают необыкновенной силой. Это хорошо известно Светлане Почепцовой. Она бережно хранит и систематизирует все документы нескольких поколений своей семьи. По словам женщины, эта страсть у неё от мамы.
Вера Алексеевна учила дочь обращаться с любыми вещами и «бумажками», особенно с фотографиями, очень бережно и аккуратно. В годы войны они много переезжали. В одной из поездок тащили с собой два больших деревянных чемодана, в которых большую часть занимали документы. На станции, пока ожидали поезд, один из чемоданов таинственно исчез. Открыть оставшийся не представлялось возможным: сутолока, давка. Только когда сели в вагон, Вера Алексеевна смогла убедиться, что документы целы. Пропали вещи девочек. Но она, кажется, даже обрадовалась, что случилось именно так.
В 1947 году отец Светланы умер, сказались перенесённые испытания. Семья вернулась в Корочу, где прежде работала мама.
«Накануне Великой Отечественной войны отца освободили от должности первого секретаря райкома — отправили на курсы „Выстрел“ при ЦК КПСС в Москву. Маму вызвали из Курска, к тому времени она работала в обкоме партии, область у нас тогда была Курская, и назначили первым секретарём Корочанского райкома КПСС», — рассказала корочанка.
Вера Алексеевна провожала на войну солдат, говорила им напутственные слова, просила защитить Родину, победить врага и вернуться живыми. А вот обнять при расставании мужа ей не пришлось. Петра Сергеевича призвали прямо с курсов, и дома он, конечно, побывать не успел.
После войны все жили трудно. Мама старалась, чтобы у девочек всегда были еда и одежда. Вера Алексеевна всегда много работала, была директором Корочанского сельскохозяйственного техникума. Её уважали и ценили в районе.
«Когда мы жили в Короче, мама была очень занятым человеком. В райцентр приезжали люди из сёл, она многих хорошо знала, так как работала сначала в Алексеевской, потом в Корочанской МТС, а позже — первым секретарём райкома партии. У нас постоянно кто‑нибудь останавливался. И вот возвращается мама вечером с партконференции с товарищами, а у нас свет горит. Мы с Людмилой „спим“. Вернее — сидим в подушках на кровати все исписанные красной помадой. Интересно, где мы её взяли? Ведь мама никогда не красилась. Одевалась со вкусом, но всегда очень строго», — продолжила делиться воспоминаниями женщина.
Светлана всегда хорошо училась. Получила профессию педагога. Много лет преподавала иностранный язык в Корочанском сельскохозяйственном техникуме, потом работала воспитателем в Корочанской школе-интернате, сейчас она трудится в составе Корочанского краеведческого общества.
У Почепцовой есть хобби — вышивка. Вся большая комната в доме уже украшена её работами. И в то время как пальцы рукодельницы гуляют с иглой по полотну, её память снова и снова возвращается в отчий дом. Светлана Петровна всегда с огромной теплотой думает о папе, а накануне 75-летия Великой Победы эта память особенно остра.