Давайте представим себе такую картину: среднестатистическая семья, родители заняты своими делами, а их сын или дочь играет в телефоне, планшете, на компьютере. В доме тишина и спокойствие. Всё ли хорошо в этой семье, или же здесь есть какая‑то проблема? Разобраться в этом нам поможет психолог Корочанской центральной районной больницы Мария Чуйкова.
«В любом возрасте у детей есть свои игровые „фишки“. В 90-е годы были популярны тамагочи, самодельные йо-йо и так далее. Сегодня безделушки нашего детства заменили гаджеты. Помимо своей основной функции, мы используем их для развлечения, общения в виртуальном мире, поиска нужной информации. Конечно, полностью изъять гаджеты из жизни детей, подростков и взрослых мы не сможем. Главное, чётко понимать, где находится граница между нормой и зависимостью», — прокомментировала Чуйкова.
Все мы прекрасно знаем, что гаджеты вредны для здоровья. Из‑за постоянного пользования различными девайсами портится осанка, ухудшаются зрение и слух, страдает нервная и иммунная системы, что приводит к снижению внимания, головным болям, невнимательности. Слишком раннее увлечение гаджетами у маленьких детей может привести к нарушению речи, мелкой моторики, общему развитию.
«У детей, склонных к частому „зависанию“ в интернете, наблюдается повышенная тревожность, нарушено чувство безопасности. Они словно боятся находиться в реальности, при этом онлайн чувствуют себя комфортно, их принимают такими, какие они есть со всеми недостатками и достоинствами. Очень важно не заменять маленькому ребенку реальный мир — виртуальным. Дети должны понимать, что хоть изображение на экране плоское, но в действительности этот предмет имеют форму, вкус, цвет, размер, может издавать звуки и так далее», — объяснила психолог.
Первый шаг на пути к зависимости ребёнка родители делают сами. Заменяют «бездушной» вещью живое общение, погружают ребёнка в виртуальный мир, чтобы он не мешал заниматься домашними хлопотами, позволил быстро и без истерик себя накормить, одеть, принять горькое лекарство.
«Многие родители видят свою главную роль только в том, чтобы заработать побольше денег, обеспечить ребёнка материальными благами. Общение, совместное времяпровождение в лучшем случае уходит на второй план. Недостаток внимания и любви дети находят в интернете. В итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь. Он не умеет выражать свои мысли и эмоции без смайлов, не может развёрнуто отвечать на вопросы, ограничиваясь лишь короткими репликами», — продолжила Чуйкова.
Главное правило, которое должны усвоить родители, это временное ограничение использования гаджета. Ребёнку трёх-четырёх лет хватит на игры в телефоне не более двух часов в день. И обязательно с перерывами. В этом возрасте им пойдут на пользу игры развивающего характера, раскраски, логические задания, весёлые песенки, приложения по изучению букв и цифр. Психологи отмечают, что такой подход к решению проблемы действительно работает. Ребёнок знает, для чего ему нужен планшет и сколько времени он может в нём играть или смотреть мультики.
Отличный способ отвлечь сына или дочь от гаджетов – это предложить им альтернативу. Например, прогулку в парке, поход в кино или кафе, катание на роликах, велосипеде или лыжах, настольные игры. Это беспроигрышный вариант, который имеет сплошные преимущества. Родители и дети совместно проводят время, интересуются делами и планами друг друга.
«Объяснить малышам почему нельзя долго играть в телефоне сложно. Если забрать любимую игрушку они могут устроить истерику. Не стоит этого бояться. Дети прекрасно запоминают причинно-следственные связи. Если истерика помогает добиться желаемого, то она будет частым гостем в доме. Простое твёрдое родительское „нет“, должно оставаться таковым при любых обстоятельствах. Поэтому забрав телефон, нужно переключить внимание ребёнка на более интересные и полезные вещи: порисовать с ним, заняться лепкой из пластилина. Детям постарше можно предложить сыграть в настольные игры. Если сделать это семейной традицией или пригласить друзей ребёнка, то времени на гаджеты останется совсем мало», — подчеркнула психолог.
Не стоит забывать и про личный пример. Мы не можем требовать от детей того, чего не делаем сами. Они на нас смотрят, копируют привычки и действия. Если взрослые сами на глазах у ребёнка много времени проводят в телефоне, это будет восприниматься как несправедливость. «Почему вам можно, а мне нельзя?» — обязательно спросит сын или дочь. Поэтому, правила отказа от гаджетов должны касаться всех членов семьи.
Компьютерные игры не менее часто становятся причиной беспокойства родителей. Причинами этой зависимости становятся недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребёнка людьми, нехватка родительского внимания, неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении, отсутствие у ребёнка увлечений или хобби.
«Говорить о вреде или пользе компьютерных игр однозначно нельзя. В чём‑то они имеют свои преимущества: развивают интеллект, логику, внимание, память, скорость мышления и быстроту принятия решений. Если ребенок выплескивает в онлайн мире негативные эмоции, а потом спокойно себя ведет в обществе, ничего плохого в этом нет. А если, сидя за компьютером, у подростка наблюдается агрессивное поведение, то родителям стоит задуматься, в чём истинная причина. В основном агрессия появляется не из‑за игры, а из‑за неблагоприятной ситуации в семье или в окружении ребёнка. Нет смысла полностью запрещать гаджеты, лучше научить правильно ими пользоваться. Всё хорошо, но в меру. Главное, чтобы родители это понимали и объясняли своим детям, что кроме цифровых технологий, есть масса всего интересного», — резюмировала Мария Чуйкова.