Бытует мнение, что школьники перестали открывать книги, предпочитая свободное время проводить в Интернете. Подтвердить или опровергнуть это суждение попытался корреспондент «Ясного ключа». С помощью учеников 11-го класса Бехтеевской средней школы.
В конце 2019-го белгородцы узнали о том, что нашу область признали самым читающим регионом страны: президент Российского книжного союза Сергей Степашин, подводя итоги ежегодного всероссийского конкурса, вручил губернатору Евгению Савченко награду «Литературный флагман России». Новость порадовала и приятно удивила — значит, не правы многочисленные критики, давно утверждающие, что новое поколение, особенно молодёжь, с головой погружается лишь в смартфоны?
Вспомнил о том, с каким упоением поглощали книги мы, советские школьники, не разделяя их на отечественные и зарубежные, обязательные и по выбору. Нас невозможно было оторвать от хрустящих и пахнущих огромным миром страниц. «Марию Стюарт» Стефана Цвейга одолел, например, за ночь, не заметив, как наступило утро, строчки «Белого Клыка» Джека Лондона жадно начал впитывать на уроках нелюбимых алгебры и химии, потому что ждать до вечера не хватало терпения, а «Собачье сердце» Михаила Булгакова увлечённо перечитал, наверное, раз 10. Подсказать прохожему, как пройти в библиотеку, мы могли даже в три часа ночи.
— Много ли читают нынешние дети? Какая литература интересует их больше всего? Неужели потребность читать и сейчас настолько же велика? — спросил у директора Бехтеевской средней школы Александра Кийкова.
— Уверен, что дорогу в библиотеку знает каждый из них, — ответил руководитель учебного заведения. — Но давайте проверим на деле. Надеюсь, что 11-й класс поможет разобраться.
Встречу с журналистом, по договорённости с директором, никто ученикам заранее не анонсировал. Впрочем, в разговор на заданную тему выпускники, как выяснилось, легко вливались без подготовки. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев — в прошлом? Ничего подобного! Имена мэтров русской классики им знакомы не только потому, что они указаны в оглавлении учебника по литературе: юные бехтеевцы с удовольствием погружаются в произведения великих людей, а не наспех штудируют краткое содержание в Интернете. Хотя признаются: некоторые сочинения наших гениальных предков воспринимаются непросто — «Война и мир» например.
«Возможно, не все из ребят осилят литературный труд Льва Николаевича в полном объёме, — объяснила учитель русского языка и литературы Бехтеевской средней школы Лидия Коптева. — Представьте себе состояние подростка, впервые берущего в руки четырёхтомник — чисто психологически это уже своеобразное испытание. И если вначале, когда речь идёт о внутрисемейных отношениях Ростовых и Болконских, любовных линиях вокруг персонажей, чтение даётся без трудностей, то позже, когда разворачиваются военные события, они всё‑таки возникают. Пройти через толстовскую войну вдумчиво и осмысленно получается не у каждого. Но читают, поверьте, много. Тех авторов, о которых даже я не слышала. А потом делятся впечатлениями».
Любовная лирика, кстати, занимает приоритетные позиции в художественных вкусах школьников. Как и проблемы, волнующие их ровесников по всему миру. Здесь ребята не разделяют современных авторов и писателей прошлых столетий, главный показатель — интересующая тема должна быть преподнесена качественно, увлекательно и правдиво, а кто, когда и в какой стране написал историю, не важно.
— Отношения между мужчиной и женщиной будут для меня определяющим фактором при выборе книги, — заявила ученица класса Юлия. — Причём одинаково интересны как «Гранатовый браслет» Александра Куприна, созданный в 1910 году, так и «Любовь живёт три года» французского прозаика Фредерика Бегбедера, увидевшая свет в 1997-м. Никогда не пройду мимо произведений, рассказывающих о моих ровесниках, их переживаниях, целях, мечтах. Не секрет ведь, что пубертатный период в жизни любого подростка — самый сложный, поэтому всегда хочется знать, что об этом пишут взрослые.
— Чаще всего читаешь в Интернете? — уточнил у собеседницы.
— Нет, конечно! Обожаю держать книгу в руках! — успокоила она. — В Интернете глаза устают, да и намного приятнее слышать шелест переворачиваемых страниц. Между прочим, вечера нередко провожу дома именно за чтением, а не на молодёжных тусовках.
Одноклассницу Юлии Софью тронул знаменитый рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Мужество и героизм солдата, потерявшего на войне всех, кого любил, прошедшего через адские испытания концлагеря, и неожиданное признание чужому, такому же одинокому мальчишке задели за живое. Накануне 75-летия Великой Победы подобные произведения, убеждена девочка, читать особенно важно.
На Светлану книги тоже производят сильное впечатление. По мнению школьницы, они помогают расслабиться и отвлечься от повседневной рутины.
— Чтение не только повышает мой кругозор, но и как будто отстраняет от внешнего мира, — поделилась ученица. — Я всегда испытываю моральное удовлетворение, когда усаживаюсь в кресло и беру в руки книгу. Погружаюсь в придуманную автором историю, куда‑то улетаю вместе с героями, забывая о собственных проблемах.
— Какие книги расслабляют именно тебя? — спросил у Светланы.
— Очень люблю Чехова. Прочитала почти все его произведения. По‑настоящему душевны «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Ионыч».
Отвечая на вопрос о том, какая литература сейчас наиболее популярна в молодёжной среде, Виктория не задумываясь называет имя современного американского писателя Джона Грина — автора многочисленных книг для подростков. Она поделилась впечатлениями от его творчества:
«В книгах доступно раскрываются основные проблемы моих ровесников, истинная сущность людей, которые окружают нас в жизни. О чём переживают подростки, как борются с преградами, встающими на пути, как взаимодействуют со взрослыми, которые не всегда понимают детей, — романы „Виноваты звёзды“, „Бумажные города“, „В поисках Аляски“ доносят до нас самые главные ориентиры. Не читали?»
Старшее поколение порой, действительно, не находит общий язык с юными представителями общества, обвиняя тех в безответственности и нерешительности. Иногда такие суждения оправданны, однако взрослые часто заявляют об этом безапелляционно, даже не пытаясь вникнуть в потребности молодых. Может быть, есть смысл открыть для себя творчество мистера Грина, чтобы потом, находясь с подростками на одной волне, дружно обвинить во всём звёзды или вместе отправиться на поиски Аляски? Надо подумать.
Лидии Коптевой точно не стоит беспокоиться о взаимопонимании со своими учениками. По их словам, она преподаёт литературу настолько интересно, что первое желание, возникающее после урока — пойти в библиотеку и взять ту самую книгу, о которой только что рассказывала любимый учитель.
«Если выбирать между произведением из школьной программы и любой другой книгой, то мы однозначно возьмёмся за первое, — утверждают ученики. — Во‑первых, Лидия Ивановна может увлечь, заинтриговав, например, одним эпизодом или раскрыв маленькую тайну об истории создания сюжета. Да и разбираем мы произведения так подробно, что они становятся понятными от и до — даже если ты к ним вообще не прикасался. Во‑вторых, имеет значение чисто практический момент — за прочитанную повесть или роман нам нужно получить оценку».
В погоне за увлекательным чтивом подростки обычно приходят в школьную или районную библиотеку. К сожалению, не всегда на полках стоят те произведения, которые хотели бы прочитать по рекомендациям друзей или отзывам пользователей в Интернете. В таких случаях оставляют библиотекарям номера телефонов, и те звонят, когда нужная книга поступает в фонд. Или отправляются в магазины.
«Мне нравится молодой писатель из Ирландии Кристина Старк, — рассказала ученица класса Елена. — Пишет на русском языке, потому что родилась и выросла в Крыму. В планах изучить её творчество полностью, а пока купила и прочитала „Стигмалион“. Очень потрясла история главной героини, с рождения страдающей редкой формой аллергии: прикосновения к другим людям вызывали у девушки сильные ожоги, отчего она не могла ни поцеловать парня, ни обнять родных. Однажды встретила юношу с таким же заболеванием, они могли прикасаться друг к другу безболезненно, а позже между ними возникли чувства. Разве не шикарный сюжет?»
Библиотека Бехтеевской средней школы насчитывает около 17 тыс. книг, из которых более 11 тыс. — учебники. Заведующая библиотекой Светлана Кожанова согласна: мальчишки и девчонки иногда не находят здесь регулярно издающиеся новинки, но произведения русской и зарубежной литературы, необходимые для образовательного процесса, представлены в полном объёме. Сочинения белгородских писателей — в том числе.
— Кто популярнее у ребят — отечественные или иностранные авторы? — спросил у заведующей.
— Я работаю в школе 15 лет, и во все времена русская литература была на шаг впереди, — ответила Светлана Николаевна. — Правда, с появлением в нашей жизни электронных устройств потребность в чтении пошла на спад, но это общая тенденция. Заметила одну деталь: мода на книги даже в рамках отдельно взятой школьной библиотеки имеет волнообразный характер — то отбоя нет от учеников, то совсем пусто.
Бехтеевские выпускники уже определились с будущими профессиями и готовятся стать экономистами, полицейскими, филологами, учителями, юристами, психологами и архитекторами. Сделать этот выбор помогли также книги, научившие их не сдаваться и преодолевать любые трудности, заставлявшие радоваться, плакать, сопереживать и восхищаться. Заслуга педагога очевидна, но и роль семьи в нравственном воспитании ребёнка неоспорима. Любительница чеховских рассказов Светлана знает об этом не понаслышке, потому что любовь к чтению у неё появилась благодаря маме, папе и старшей сестре, до сих пор проводящим время с книгой в руке.
«Это простая истина: во взрослую жизнь дети проецируют то, что видят и слышат вокруг себя, — продолжил тему Александр Кийков. — Если читают родители, если литературу преподаёт увлечённый своим делом учитель, если всё располагает к тому, чтобы ребёнок сам захотел открыть первую в жизни книгу, то он, безусловно, будет читать. Вспомните послевоенную Россию. Люди тогда отчаянно тянулись к знаниям и книгам, потому что был стимул: каждый хотел выбраться из разрухи и нищеты, стать образованным, грамотным — лучшим».
Ветеран педагогического труда, отличник просвещения РСФСР, почётный гражданин города Корочи и Корочанского района Талина Трясорукова, много лет отдавшая работе в Бехтеевской школе, тоже огорчена чрезмерным присутствием в жизни детей всевозможных электронных новинок, которые, по её мнению, отрицательно влияют на развитие и становление личности.
Раньше даже в кругу друзей, вспоминает педагог, считалось признаком дурного тона, если ты не знаешь какое‑либо литературное произведение и его героев. Книги были на вес золота, счастливчик, чудом доставший художественную новинку, только и слышал от всех: «Дай почитать!» А какими познавательными получались встречи с белгородскими писателями и поэтами Владимиром Молчановым, Игорем Чернухиным, Владимиром Михалёвым, приезжавшими в гости к бехтеевским школьникам! В таких условиях, считает ветеран, невозможно было не увлечься книгами всерьёз и надолго.
Лидия Коптева называет своих учеников самыми лучшими и удивительными, потому что их отличают порядочность, доброта и ответственность. С ними, призналась учительница, тяжело будет расставаться в конце учебного года, но она надеется, что ребята станут успешными и обязательно порадуют её профессиональными и личными победами.
Может быть, Виктория или Светлана, Елена или Юлия, вдоволь начитавшись Пушкина и Грина, Толстого и Старк, Тургенева и Бегбедера, сами напишут замечательные книги, которые вдохновят целое поколение на новые подвиги и займут достойное место в золотом фонде русской литературы. А я, пользуясь служебным положением и личным знакомством, обязательно встречусь с ними ещё раз и по‑дружески попрошу: «Дай почитать!»