Великая Отечественная война затронула каждую семью в нашей стране. Миллионы советских граждан встали на защиту Родины. Среди них был и мой прадедушка, Михаил Аркадьевич Присухин.
Он родился 20 октября 1922 года в селе Мазикино Корочанского района. В 1938 году вступил в члены колхоза «2-я Пятилетка» Алексеевского сельсовета.
В семье их было трое: Михаил, сестра Варвара и брат Александр. Мой прадедушка был самым старшим. Он закончил четыре класса церковно-приходской школы, слыл умным и образованным молодым человеком.
В феврале 1942 года он был призван на военную службу и зачислен на должность рядового в составе миномётного расчета. С мая 1942 года по 2 августа 1942 года находился в городе Ступино, Московской области в составе 6-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой бригады. В это время бригада занималась боевой подготовкой, получала пополнение.
В августе 1942 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, бригада была переименована в 6-ю Гвардейскую стрелковую бригаду. С 3 августа 1942 года она была передислоцирована из города Ступино, Московской области на Северо-Кавказский фронт, район города Грозный, где вошла в состав 10-го Гвардейского стрелкового корпуса.
Рано утром 3 августа 1942 года люди погрузились в вагоны и направились в город Астрахань. Где‑то в районе города Воронежа, эшелон был атакован немецким самолетом. Одна из бомб попала в вагон, где ехала зенитно-пулемётная рота (110 человек). Находящиеся в вагоне боеприпасы сдетонировали, много людей погибло. Оставшиеся в живых ночью сели на корабли, баржи и отправились в Махачкалу, а затем в Грозный.
С 9 сентября 1942 года бригада из района города Грозный на автомашинах перебрасывается на северный берег реки Терек, откуда непосредственно выступает вдоль железной дороги к станции Терек. Первый победный бой с немецкими оккупантами произошёл 12 сентября, после чего солдаты вели беспрерывные наступательные бои, освобождая населённые пункты и территорию от немецких захватчиков.
За месяц с небольшим бригада прошла 65 км, освободив крупные населённые пункты и четыре железнодорожные станции. Были уничтожены и захвачены 135 танков, 73 бронемашины, восемь мотоциклов, 29 автомашин, шесть миномётных батарей, подбито два самолета, захвачены четыре штабные автомашины с документами, истреблено больше трёх батальонов пехоты.
30 октября 1942 года часть бригады произвела силовую разведку в районе станицы Ищерская, занятой укрепившимся противником. С боем взяли высоту! В течение дня противник предпринял три атаки, но каждый раз отбрасывался, теряя технику и людей. Около пяти часов вечера врагу удалось окружить заданную точку.
Горстка советских солдат героически защищалась, бой перешел в рукопашную, танки противника проходили по окопам и телам бойцов. С наступлением темноты враг ворвался на высоту. Лишь немногим раненым удалось выползти из окружения, в том числе моему прадедушке. В этом бою враг потерял сожжёнными и подбитыми девять танков, пали около 200 офицеров и солдат.
3 ноября 1942 года бригада совместно с частями 10-го Гвардейского стрелкового корпуса перебрасывается в район Орджоникидзе, где ведутся ожесточённые бои за село Гизель. После четырехдневных сражений бригада овладела северо-западной частью села и продолжила преследование отступающего противника, занимая населённый пункт Нижняя-Саниба. Однако, 11 ноября в ходе ожесточённого боя с отборными фашистскими частями (дивизия «СС-викинг») бригада понесла большие потери.
В ходе тяжелейших боёв противнику был дан серьёзный отпор. Все его контратаки были отбиты с большими для него потерями (подбито пять танков, уничтожено 35 пулемётов, разбито и уничтожено 50 орудий и минометов разного калибра, истреблено около 400 солдат и офицеров противника).
В этом бою мой прадедушка был тяжело ранен в правую ногу. Вечером его нашли санитары и отправили в госпиталь в город Астрахань. Там он находился по 22 мая 1943 года. После был уволен по ранению.
За мужество и отвагу, проявленные в боях, Михаил Присухин был награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественная война». После войны он продолжил работу в колхозе.
Будущую жену Михаил Присухин встретил почти сразу после войны. Она работала дояркой в том же колхозе. Была очень красивая, активная, любила петь и танцевать. Настоящий огонёк на всех праздниках. А прадедушка играл на балалайке. Так они и познакомились.
Первый ребёнок родился у них в 1945 году. Были преждевременные роды и малыш прожил всего несколько минут. В 1946 году родилась моя бабушка, Нина. Всего у них было шесть детей, седьмой умер при рождении.
Прадедушка очень любил жизнь. С удовольствием играл на балалайке, занимался сельским хозяйством, любил чистоту, интересовался машинами. В 1976 году государство предоставило ему, как участнику войны, новенький запорожец. И потом каждые пять лет производило замену на новую модель автомобиля. Всего их было три или четыре. За каждой машиной прадедушка тщательно ухаживал и очень дорожил ею.
Про саму войну прадед особо не рассказывал. Почти всё что мы знаем о его боевом пути, было найдено в архивах и на тематических сайтах. Он говорил, что когда освобождали Кавказ, было три серьёзных боя. До этого времени они рыли окопы и долго-долго шли. Куда, как, зачем – не помнит. Последний бой стал самым кровопролитным. Он унёс жизни большинства его товарищей, в живых остались единицы. Чудом среди них оказался и мой прадедушка.
Когда его ранили в ногу, он подумал, что её оторвало. Сам бой был ближе к обеду, а когда на поле боя прибыли санитары, уже стемнело. Был ноябрь, прадедушка много времени пролежал на холодной земле, потерял много крови и практически обессилел. Когда пришла помощь, он не мог уже ни пошевелиться, ни крикнуть: «Я здесь! Я живой! Помогите!». Когда проезжали повозки, у него случайно чуть дёрнулась рука. Лёгкое, еле различимое в темноте движение едва бы привлекло внимание санитаров. Однако случилось чудо – его заметили. И спасли.
Этот день прадедушка потом называл своим вторым рождением. Потому что шансы на спасение были настолько малы, что он уже потерял всякую надежду. Потом он много времени пробыл в госпитале, врачи бились над его ногой с тем же усердием, что и он прежде на поле боя. Ногу восстановили. Как? Наверное, тоже благодаря чуду.
В 2001 году не стало прабабушки. Это событие сильно подкосило прадеда. Наверное, из‑за тоски по ней он и умер спустя два года. С прабабушкой вместе они прожили более 57 лет. У них была сильная и крепкая любовь, они всегда были примером для нас. После её смерти прадед сильно приуныл. Потерялся какой‑то блеск в глазах.
Чтобы хоть немного взбодрить его, мы уговорили прадеда посетить праздничный парад в Прохоровке. Это было 9-го мая 2002 года. Тогда он надел все свои медали. К нему подходили люди, дарили цветы, благодарили за Победу. У прадедушки всё это время в глазах стояли слёзы.
Когда он умер, мне было 13. Правнуков и правнучек всего у него 10, а внуков и внучек восемь. Я помню его добрым, открытым человеком. Так же отзывались о нём и его соседи, знакомые. Они рассказывали, что люди постоянно приходили к нему за помощью. И он никому не отказывал. Был очень общительный, компанейский. Держали с прабабушкой большое хозяйство. Были и коровы, и овцы, и гуси, и утки, и куры. Живности было много. Семья была большая и все помогали.
У прадедушки было какое‑то особое, тёплое, трепетное отношение ко всем близким. Возможно, потому что он знал цену человеческой жизни. Он как будто всегда старался нас от чего‑то оберегать. И если бабушка ругала меня за что‑то, то говорил ей: «Нина, не надо на Таню кричать. Живите в мире».
Я многого не понимала тогда. А ведь можно было его расспросить и много чего ещё узнать… Но время упущено. Сейчас в стране идёт Год памяти и славы. И я хочу, чтобы подвиг моего прадедушки тоже не был забыт. Чтобы о нём тоже знали. Как об одном из людей, руками которых ковалась Победа.
В селе Мазикино у нашей семьи остался дом. В нём появились на свет все дети прабабушки и прадеда. Туда приезжали и мы с родителями, когда я была маленькой. Там отмечались большие и маленькие события нашей семьи: дни рождения, Дни Победы и другие праздники. Там мы варили полевую кашу, жарили шашлыки. И все близкие собирались за одним столом.
Мы приезжаем туда и сейчас, но уже по другому поводу. Не для душевных посиделок, а чтобы где‑то подкрасить стены, чуть подлатать крышу, поправить старые ступени. Чтобы сохранить то немногое, что осталось от наших близких. И стоит мне лишь приоткрыть калитку, как снова перед моими глазами он, прадедушка Миша. Сидит на лавочке, в фуражке и с палочкой, как обычно. Улыбается. И глаза такие добрые-добрые. Как бы мне сейчас хотелось обнять его, поцеловать, сказать все те слова благодарности, что не были сказаны прежде.
Спасибо тебе, дорогой прадедушка! За мирное небо надо головой. За то, что мои родители и я смогли появиться на свет. За то, что чуть было не простился с жизнью ради нас всех.