Юлия Плетникова родилась и выросла в Мелихово. Здесь же окончила местную школу. Из всех предметов, преподаваемых в образовательном учреждении, больше всего она любила историю. Поэтому и поступила на истфак Белгородского государственного университета.
Свою педагогическую деятельность Юлия начала в Шеинской средней школе имени Героя РФ Ворновского Ю.В. Туда она пришла по направлению.
«Я стала учителем истории и обществознания по двум причинам. Это любовь к предмету и детям. Мне всегда нравилось разбираться в исторических фактах, анализировать события. Не меньше привлекала работа с детьми. В профессии учителя прекрасно сочетаются мои два любимых дела. С четвёртого курса я знала, что буду работать в Корочанском районе. Когда мне предложили выбор между девятой гимназией города Белгорода и Шеино, я однозначно выбрала второй вариант. Мне хотелось реализовать себя на своей малой родине», — начала разговор Плетникова.
По словам Юлии, свой первый урок она запомнила на всю жизнь. Тогда корочанка сильно волновалась и переживала.
«Даже не помню, озвучила я тему урока или нет. Мне хотелось лишь одного: чтобы это занятие поскорее закончилось», — призналась собеседница.
Преодолевать возникающие в процессе работы трудности научил наставник — Дмитрий Иванович Нестеров. Он был директором школы, а сейчас преподаёт историю. Педагог делился опытом, отвечал на любые вопросы и давал много ценных советов.
Спустя 11 лет Плетникова перешла работать в Мелиховскую школу. Именно здесь она хотела работать ещё со студенческой скамьи. С 1 января 2020 года школа носит статус областного образовательного учреждения.
«О Шеинской школе, об учениках и о коллективе у меня остались самые тёплые воспоминания. Там я прошла боевое крещение и получила достаточно навыков для работы. С 2019 года работаю в Мелиховской школе, в моей родной школе, за партами которой я мечтала, что буду учителем истории. Моим вдохновителем, а позже моим наставником стала Елена Александровна Лазарева. На её уроках никогда не было скучно. К большому сожалению, её уже нет с нами. Это был учитель истории с большой буквы», — подчеркнула Юлия Плетникова.
Большую уверенность в себе, в своих силах корочанке дал конкурс профессионального мастерства «Учитель года — 2018». Она заняла первое место в районе в номинации «Лучший учитель».
«Мне понравилось, что хоть мы и были конкурентами, но явного соперничества между нами не было. Каждый друг другу помогал, делился наработками. Мы переживали друг за друга на испытаниях», — отметила собеседница.
Самое главное в работе учителя — увлечь учащихся своим предметом. От того, насколько педагогу удаётся вызвать интерес у школьников, пробудить потребность в познании, зависит результат обучения и воспитания. Поэтому Плетникова использует разные формы проведения уроков.
«В руках педагога огромная сила. От нас зависит будущее каждого ребёнка, а в целом, получается, и будущее страны. Большое внимание на своих уроках я уделяю патриотическому воспитанию. Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине», — сказала учительница.
Часто Плетникова проводит уроки истории в школьном музее. Его начала создавать Елена Лазарева, а Юлия продолжила дело своего наставника. В Мелиховской школе работает клуб «Юные музееведы». Это историческое объединение, в котором дети подробно изучают историю села, создают видеоролики, общаются со знаменитыми людьми, с детьми войны, проживающими в сельском поселении. Фонд музея постоянно пополняется новыми ценными экспонатами. Многие жители отдают в дар предметы быта, которыми пользовались наши бабушки или прабабушки. В музее бережно хранятся письма-треугольники, военная форма солдат, фотографии. Самым ценным экземпляром является книга воспоминаний ветеранов 94-й дивизии. В этом году создали уголок, посвящённый 30-летию нового здания школы: установили советские парты, на которых разложили учебники тех лет, счёты, портфель 60-х годов.
«Музей — это место, где учащиеся могут соприкоснуться с прошлым, постичь традиции, обычаи, мировоззрение своего народа. Он способствует развитию поисковых и исследовательских навыков учащихся. Для написания рефератов, сочинений, докладов, сообщений по учебным предметам учащиеся используют материалы, хранящиеся здесь. В прошлом учебном году наш музей стал лучшим в районе. Мы заняли первое место в смотре музеев образовательных учреждений и представляли район на областном этапе», — рассказала Плетникова.
В этом году Юлия заняла первое место в районе как руководитель музея, разработав экскурсионный маршрут, посвящённый 94-й гвардейской стрелковой дивизии, которая участвовала в освобождении села и Корочанского района. Две улицы Мелиховского поселения названы в честь жителей Николая Ларионовича Колбасова и Ростислава Николаевича Кушлянского, воевавших в её составе.
«Идею создания виртуальной экскурсии мы начали развивать ещё с Дмитрием Ивановичем Нестеровым, когда я работала в Шеино. Мы разработали маршрут таким образом, что он начинается от нашего музея. Я рассказываю об истории создания дивизии, о её руководстве и боевом пути. Дмитрий Иванович знакомит с дневником воспоминаний участников боевых действий, зачитывает переписку с вдовами, детьми ветеранов. Мы не стоим на месте, а шагаем в ногу со временем. В этом году с учащимися разработали и создали виртуальную экскурсию по нашему музею, чтобы не только жители района, но и других регионов имели возможность познакомиться с нашим музеем», — продолжила корочанка.
С историей тесно связано обществознание. Этот предмет включает в себя другие дисциплины: право, политологию, социологию. Он позволяет ребёнку узнать самого себя, окружающих, понять, как правильно себя вести в обществе. На уроках Юлии Сергеевны юные селяне часто работают с Конституцией.
«Я серьёзно отношусь к правам и обязанностям гражданина Российской Федерации, осознанно участвую в выборах. И стараюсь моим ученикам объяснить, почему важно иметь активную гражданскую позицию. В скором времени мы будем голосовать за принятие поправок в Основной Закон страны. Я поддерживаю внесение этих изменений, потому что они направлены на улучшение качества жизни населения, и обязательно пойду на голосование», — отметила Плетникова.
На базе школы функционирует клуб будущих избирателей «Электорат». Он работает в сотрудничестве с избирательной комиссией Корочанского района. На заседаниях клуба учащиеся знакомятся с избирательным правом, встречаются с членами комиссии, депутатами, руководителями местных отделений политических партий.
«Мы проводим дискуссии по разным вопросам избирательного права. Например, многие дети выступают за повышение возрастного ценза, а другие, наоборот, считают, что его нужно снизить до 16 лет, и аргументированно доказывают свою правоту. Когда регулярно привносишь что‑то новое в учебный процесс, виден положительный результат. В работе меня больше всего вдохновляют успехи моих учеников. Дети каждый год занимают призовые места во всероссийских олимпиадах по истории, праву, экономике. С большим удовольствием участвуют в олимпиаде по избирательному праву. В прошлом году моя ученица Ангелина Дудник заняла первое место в олимпиаде по пенсионному законодательству. Ежегодно мы участвуем в мероприятиях, которые проводит избирательная комиссия. Это агитбригада „Мы за выборы“, конкурс сочинений „Я будущий избиратель“ и плакатов „Мир глазами будущего избирателя“, олимпиада, которая проводится в преддверии Дня молодого избирателя — 18 февраля», — продолжила учительница.
В прошлом году Плетникова участвовала в конкурсе методических разработок по избирательному праву. Одержала убедительную победу в районе и области, а в Москве стала лауреатом конкурса.
Этот учебный год школьники закончили на дистанционном обучении. Это не помешало Юлии и её ученикам полностью освоить учебную программу.
«Я поняла, что, работая дистанционно, общаюсь с детьми и их родителями в течение 24 часов. Это был интересный опыт. В удалённом формате обучения ребята сняли много роликов, посвящённых Дню Победы, пели „Катюшу“ по куплету. Наш музей тоже не переставал работать. Школьники создали ролик, в котором рассказывают историю происхождения и названий улиц, знакомят со знаменитыми людьми, проживающими рядом», — продолжила Плетникова.
Год назад Юлия набрала себе «первенцев» — так ласково она называет класс, над которым взяла классное руководство. Принимая детей, она постаралась создать атмосферу, которая позволила бы каждому чувствовать себя комфортно.
«Это очень трудно, добавляет ответственности и работы. Ты, считай, им вторая мама. Я в ответе за них, где бы они ни находились: в школе, на дополнительных занятиях, дома. Постоянно напоминаю им правила безопасного поведения на дороге, на водоёме. Как к каждому ученику, так и к каждому родителю нужен подход, но мне повезло. Дети просто замечательные, а взрослые всегда и во всём мне помогают», — рассказала собеседница.
Каждый день Юлия проводит не меньше четырёх-пяти уроков. Рабочий день можно разделить на три блока: занятия в школе, подготовка на следующий день, внеурочная работа с детьми. Это трудовые будни обычного педагога сельской школы. Их скрашивает хобби. С первого курса института Плетникова каждый год по возможности ездит на археологические раскопки.
«Белгородская область богата историческими местами. Здесь произошло самое крупное танковое сражение. До сих пор мы находим отголоски той войны. Вместе с истфаком в основном мы проводим раскопки в области, исследуем предков славян: скифов, сарматов, аланов. Самый ценный и редкий артефакт, который мы нашли, акинак — это кинжал, также попадались монеты, останки бытовой утвари. Археология — интересное занятие, потому что не сразу можно увидеть то, что хранила в себе земля многие годы», — поделилась корочанка.
По велению души много лет она увлекается вышивкой. Это занятие доставляет ей радость, заполняет досуг, погружая в мир прекрасного. Рукоделие в семье Плетниковой уходит корнями в прошлые поколения. Бабушка и прабабушка были искусными вышивальщицами и научили свою внучку секретам мастерства. Теперь она передаёт их своей дочери.
«Меняется мир, меняются дети. К каждому поколению нужно уметь найти подход. Один и тот же материал нельзя давать каждый год одинаково. Нужно искать, изучать, применять новые приёмы и формы работы. Но самое большое моё желание — видеть своих учеников успешными, образованными людьми», — подытожила Юлия Плетникова.