Проверка теоретических знаний на практике с помощью демонстрационного экзамена в корочанском образовательном учреждении проходила впервые. Теперь это важная часть государственной итоговой аттестации выпускников, проводимая по стандартам регионального чемпионата WorldSkills Russia.
В течение двух дней, 18 и 19 июня, будущие ветеринары выполняли различные задания по ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов и сырья животного и растительного происхождения. В нескольких модулях с помощью специального оборудования им предстояло профессионально оценить качество мёда, сырого молока, мяса или рыбы, яиц, овощей и фруктов, в некоторых случаях позволялось делать первоначальные выводы, пробуя что‑то на вкус — мёд например, или определять свежесть продукта по запаху, если речь шла о мясе или рыбе. После всех исследований студенты писали заключения о том, куда следует отправить протестированную ими продукцию — в реализацию или утилизацию.
«Ребята, разумеется, работали с настоящими продуктами питания, но не все из них были свежими, — рассказала главный эксперт демонстрационного экзамена по компетенции „Ветеринария“ Татьяна Мещерякова. — Задания подразумевали разные ситуации, поэтому часть проб предлагалась в испорченном виде. У яиц, скажем, умышленно повреждали скорлупу или взбалтывали желтки, чтобы нарушить их целостность, мясо и рыба тоже иногда поставлялись на экзаменационный стол непригодными к употреблению. Студентам приходилось тщательно с этим разбираться».
Как определить, что спрятано под скорлупой куриного яйца и в каком состоянии его содержимое? Как понять, разбавлено ли молоко водой и есть ли в нём антибиотики? Не закралась ли внутрь продукта плесень и что поможет определить, не подморожен ли он внутри? Будущие ветеринары лучше других знают ответы на десятки вопросов, уверенно показывая экзаменаторам полученные в техникуме навыки. Овоскопом, например, можно изучить все особенности куриного яйца, люминоскоп пригодится в тех случаях, когда нужно узнать, что лежит перед вами — сливочное масло или спред. Он же способен обнаружить плесень или замороженные части внутри продукта.
«С мясом и рыбой такая же картина: студенты делают вдоль мышцы разрезы и на специальных приборах просвечивают их, чтобы выявить наличие паразитов, — объяснила Татьяна Мещерякова. — Кроме того, проводится и органолептическая оценка. На занятиях дети много раз сталкивались с такими заданиями, поэтому уверена, что справятся».
Четыре преподавателя из Бирючанского техникума и три ветеринарных врача из АПХ «Зелёная долина», принимавшие экзамен у корочанских студентов, высоко оценили уровень подготовки будущих специалистов. Впрочем, для полного и объективного отображения ситуации использовалась компьютерная программа, в которую главный эксперт вводила данные из ведомостей, а система самостоятельно подсчитывала баллы. Итог двухдневного испытания обнадёживает — его успешно преодолели все 18 студентов факультета. Двумя днями ранее, кстати, демонстрационный экзамен удачно сдали юные зоотехники.
«Сначала было немного волнительно, потом поняла, что мне это нужно, что это моя профессия, — поделилась впечатлениями после экзамена Анна Богданова. — Взяла и сделала. И даже не заметила, что происходило вокруг».
Впереди у выпускников — защита диплома. А затем и интересная работа по специальности, которую они выбрали в качестве главного дела жизни.