Психические расстройства, которые происходят с тревожными людьми из‑за коронавируса, получили общее название «коронафобия». Это универсальное понятие введено для описания страха и социальной напряжённости, переживаемых обществом в условиях COVID-19.
В числе реакций, относящихся к коронафобии, можно назвать навязчивое и избегающее поведение, дистресс, панику, тревожность, патологическое накопительство, паранойю и депрессивные состояния. На первый взгляд, они кажутся естественными и вполне объяснимыми. Однако для тех, кто страдает коронафобией, такие реакции, безусловно, пагубны и не способствуют адаптации к ситуации.
Опыт свидетельствует о том, что тревоги и страхи, возникающие вследствие глобальной пандемии, не уменьшаются по мере сглаживания кривой заболеваемости, а сохраняются в виде хронических расстройств, требующих дальнейшего лечения.
Наиболее уязвимы перед коронафобией люди, у которых уже есть тревожно-фобическое расстройство (например паническое расстройство, агорафобия и др.). Риск развития невроза относительно высок у людей с тяжёлыми хроническими заболеваниями, а также у людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без поддерживающего социального окружения. Важным фактором является склад личности. Например, в ситуации глобальной пандемии и нарастающего социально-экономического кризиса хуже всего приходится перфекционистам — они плохо переносят неопределённость и постоянно меняющиеся обстоятельства жизни.
Любой человек, который долгое время находится в состоянии тревоги, рано или поздно почувствует истощение — как физическое, так и моральное.
Тревога — это механизм адаптации, который мобилизует наши ресурсы. Это может быть полезным в короткой перспективе (собственно, поможет адаптироваться к какому‑либо стрессовому фактору). Однако долго находиться в таком состоянии мы не можем. Симптомы нервного истощения понятны и знакомы почти любому человеку. Что‑то похожее каждый испытывает после вирусной инфекции или сильного утомления. Это раздражительность, рассеянность (снижение концентрации внимания), плохая переносимость громких звуков или яркого света, снижение работоспособности, бессонница, снижение аппетита, плаксивость, неустойчивость настроения и др. При длительном истощении также может нарушаться иммунная реактивность организма — обостряется герпетическая сыпь, человек чаще заболевает ОРВИ.
Конкретно в коронафобию оказались вовлечены не только те, кто изначально был впечатлителен, мнителен и тревожен, но и многие другие люди. Происходит это и как за счёт реальной угрозы, которую принёс ковид, так и за счёт взаимоиндукции. То есть коронафобия перестала быть узкой, специфической фобией (как, например, страх пауков или поездок в лифте), а носит общемировой характер. И здесь каждый человек будет проецировать свой базовый страх. У одних это история про реальную угрозу собственной жизни и здоровью, у других — про страх за близких, у третьих — про серьёзные финансовые потери, у четвёртых — про отношения в семье, обострение проблем во время самоизоляции и т. д.
Основная опасность коронафобии — это снижение качества собственной жизни, то есть изменение образа жизни и появление физически неприятных симптомов из‑за сбитого режима сна и бодрствования, бессонницы, сопутствующих новых пищевых привычек (когда человек не хочет есть или, наоборот, начинает заедать стресс), появляется зависимость от алкоголя, проявление закрытости и остракизма.
Обычно реактивное тревожное состояние, вызванное каким‑то событием, проходит самостоятельно спустя какое‑то время. Если же состояние продолжается долго (а в случае коронавируса оно носит невидимый, но вполне себе очевидный по последствиям характер угрозы), то основным эмоциональным фоном человека становится страх. И этот страх характеризуется собственными объяснениями его причин. На первый план выходят такие характеристики, как сильная интенсивность переживаний, продолжительность их более шести месяцев, реальные изменения в образе жизни (а в режиме самоизоляции они были неизбежны), феномен генерализации, когда ощущение тревоги начинает распространяться и на другие сферы жизни, что в ситуации с коронавирусом тоже оказалось неизбежным, представление худшего сценария развития событий, намеренное избегание или отрицание факта: саботаж карантинных мер, например, и в целом ощущение небезопасности и беспокойства.
Чтобы справиться с неврозом (тревожным расстройством), важно в широком смысле заботиться о себе. Нужно соблюдать правильный режим труда и отдыха, вовремя ложиться спать и вовремя вставать, правильно питаться, заниматься аэробной физической нагрузкой. Важно иметь возможность получить неосуждающую поддержку у близких людей.
Хорошая идея — кратковременное психологическое консультирование. Успокоительные средства на основе лекарственных растений могут дать заметный эффект при лёгких невротических состояниях. В более тяжёлых случаях, когда у человека нарушается адаптация (например теряется трудоспособность) или появляются какие‑либо серьёзные симптомы (боль, психогенная диспепсия или рвота, кожные реакции и др.), следует обратиться к специалисту — врачу-психотерапевту в поликлинике или врачу-психиатру.