Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+1 °С, туман
Белгород

Когда болит душа. С какими проблемами поможет разобраться психолог

18 декабря 2020, 15:35Общество
Фото: Личный архив Марии Чуйковой

Мария Чуйкова объяснила, когда пора обратиться за помощью к специалисту.

Перенасыщенность информацией, стремительный ритм современной жизни, цифровые технологии нередко накладывают негативный отпечаток на мышление и поведение человека. Результатом такого воздействия становятся стресс, панические атаки, депрессия, тревога, усталость.

Согласно статистике

Эмоциональное перенапряжение свойственно уже не только взрослым, но в некоторых случаях и детям. Когда болит душа, многие из нас предпочитают поплакаться в жилетку другу или поговорить с близкими. Люди, испытывающие жизненные трудности, просто боятся обращаться к психологам, считая это постыдным, пугаясь публичной огласки.

«Часто при этом идём на самообман, уловки, лишь бы что‑то не делать. Так и перед обращением к психологу. Страшно. Здесь лучшее, что можно сделать, — перебороть себя, отдать себе отчёт в том, что сейчас я не переношу что‑то, а просто сопротивляюсь неизбежным изменениям в результате работы с психологом. Всё, что обсуждается или говорится в кабинете у психолога, остаётся там. Неразглашение информации о клиенте — непоколебимый принцип каждого врача», — сказала клинический психолог Корочанской центральной районной больницы Мария Чуйкова.

В ноябре этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл исследование, в результате которого выяснилось, что 62 % россиян в тяжёлых жизненных ситуациях чаще всего обращаются за поддержкой к родственникам или членам семьи. Ещё 24 % ответили, что просят помощи у друзей, 18 % — у любимого человека. Далее идут соседи, духовенство, коллеги по работе. Лишь 2 % респондентов предпочитают помощь специалистов: психологов, психотерапевтов, психоаналитиков.

Развеиваем сомнения

Обратиться к психологу мешает множество мифов и стереотипов. В народе бытует заблуждение, что эти специалисты работают с людьми, имеющими отклонения в психике. Нет. Они помогают только здоровым людям, у которых есть временные жизненные затруднения или проблемы. Врачеватели человеческих душ консультируют, диагностируют, корректируют или просвещают — иными словами, направляют человека к выходу из сложной ситуации, показывая происходящее с другой стороны.

«Изначально сама стала заложником неправильного мнения о психологах и шла в профессию, откровенно говоря, не без возможности изучения манипуляций, решения своих проблем и чтения других людей. Но при столкновении с реальной наукой моё мнение полностью поменялось. Задача психолога состоит в том, чтобы выслушать, проанализировать, выявить проблему и помочь человеку самостоятельно решить её», — продолжила Чуйкова.

Запросы бывают разные

Проблемы, темы для разговора, вопросы, обращённые к специалисту, бывают разные. К психологу может обратиться человек, которого в жизни всё устраивает, но с целью самопознания, личностного, профессионального или духовного роста. Взрослые ходят к психологу по направлению от специалистов, а также по личной инициативе. Детская тематика обращений также многогранна.

«Больше всего люблю работать с подростками с девиантным поведением. Сначала они приходят, как замкнутые, колючие „ёжики“, а уходят открытые, общительные. Девиация с точки зрения психологии — это временная ненорма, которая при правильной коррекции быстро стабилизируется и исправляется. Если в подростковом возрасте такая форма поведения усугубляется рядом дополнительных факторов, то в дальнейшем она может перерасти в психопатологию», — пояснила психолог.

Примеров, когда ребёнок нарушает социальные нормы, много: он уходит из дома, отказывается от учёбы, пропускает или срывает уроки, ворует, приобщается к вредным привычкам. Условно этот период начинается примерно в 13 лет, но специалисты отмечают, эти границы усреднённые, и сейчас о девиантном поведении можно говорить, начиная с десятилетнего возраста.

Основные причины плохого поведения детей скрываются в семье. Статистика показывает, что при благоприятной домашней атмосфере девиантное поведение практически не наблюдается, а подростковый кризис почти сглаживается. А если семейная ситуация изначально дисгармонична, то в большинстве случаев у детей наблюдается отклонение от норм поведения.

«Напряжённость между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Такое поведение становится образцом действий, которые ребёнок копирует. По‑другому он не умеет и не знает как, потому что перед ним наглядный пример — его родители», — объяснила психолог.

Родительская ответственность

Родители могут попытаться исправить сложившуюся ситуацию с девиантным подростком. Главное в этот момент — поддерживать своего ребёнка, принимать его таким, какой он есть, слушать, слышать его и излишне не нарушать личное пространство. Ненавязчиво интересоваться делами, но никакого влияния в этот период не оказывать. Фразы «С этим не дружи, не гуляй с этой компанией» напрочь отобьют желание ребёнка общаться с родителями и только настроят его враждебно по отношению к маме или папе. Лучше просто спросить: «Что с тобой сейчас происходит?» Конечно, ребёнок, может, с первого раза и не пойдёт на диалог, поэтому нужно подождать, пока он сам захочет поговорить и рассказать, что его беспокоит («Когда ты захочешь поговорить со мной, я всегда тебя выслушаю» — и выслушать после этого). Не стоит обсуждать проблемы своих детей с подружками или укорять ребёнка его тайнами, которые родители обещают никому не рассказывать.

«Мама узнала, что девочка пробовала вредные привычки, и рассказала об этом папе, бабушке, подругам. А в последующих конфликтах постоянно об этом напоминала ребёнку. Ни к чему хорошему это не приведёт. В конце концов дочь перестанет доверять матери. А доверие в подростковом возрасте — это основа взаимопонимания и гарантия того, что ребёнок придёт к родителям и расскажет о своих проблемах, поделится переживаниями. Если этого не происходит, ситуация выходит из‑под контроля, то лучше обратиться к психологу», — рассказала Чуйкова.

Пойдём вместе

Визит к психологу — шаг серьёзный и ответственный, на который трудно решиться из‑за сложившихся мифов и стереотипов. Лучше всего прямо и откровенно поговорить с ребёнком: «Из школы стали поступать жалобы. Что‑то происходит с нашими взаимоотношениями. Давай вместе поработаем над проблемами, обратимся за помощью к специалисту. После первой встречи ты сам решишь, надо продолжать или нет».

«Всегда в терапию психолог берёт и родителей, и детей. Меня расстраивают запросы, направленные на детско-родительские отношения, когда мамы и папы не готовы к сотрудничеству и ребёнку приходится объяснять, почему взрослые не участвуют в терапии, а отправляют своё чадо одного разбираться с проблемами. В этот момент чувствуешь свою беспомощность перед сложившимися обстоятельствами», — сказала собеседница.

Качества профессионала

Мария Чуйкова подчёркивает, что успех терапии зависит от профессионализма психолога. Хороший специалист обязательно должен иметь высшее образование, а не просто окончить короткие курсы или из серии: «Я прочитал книгу Михаила Литвака, посетил трёхдневные курсы и готов работать психологом». Он обязан повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет, саморазвиваться, проходить личную терапию и супервизию — то есть когда психолог дополнительно обучается у более опытных коллег. Если в течение четырёх-пяти встреч человек не ощущает эффективности, можно задуматься о смене специалиста. Бывает так, что специалист просто не подходит для работы с конкретным запросом и человек не видит положительной динамики в решении своей проблемы. В таком случае лучше обратиться к другому психологу.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Наталья Мазниченко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 10:35
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ПроисшествияВчера, 10:15
Два мирных жителя пострадали при атаке беспилотника в Краснояружском районе
Материал
ОбществоВчера, 09:36
Губернатор Гладков: «13 учителей воспользовались поддержкой в рамках программы «Земский учитель»