Тамара Мандрикова из Ивицы больше 30 лет проработала учителем. Сейчас она находится на заслуженном отдыхе, но в её душе школа всё так же занимает особое место. С трепетом и любовью она вспоминает дни, проведённые со своими учениками.
Восхищённые чувства зародились в ней, ещё когда она сама была ученицей. В 1966 году маленькая Тома пошла в первый класс. Её учителем стал педагог с многолетним стажем Сергей Куприев. На уроках любознательная и целеустремлённая Тома внимательно слушала каждое его слово. Тогда же у неё появилась мечта — стать учителем.
«Сергей Иванович был строгим, требовательным, но в то же время добрым и радушным. Интересно проводил каждое занятие, а после уроков всегда читал сказки. Он открыл нам удивительный мир знаний», — поделилась воспоминаниями собеседница.
Четыре года Мандрикова проходила в Ивицкую начальную школу. По рассказам старожилов, она располагалась в старинном помещичьем доме. В сельском образовательном учреждении учились больше 100 человек. В пятом классе Тамара перешла в Соколовскую восьмилетнюю школу.
«Дети из Ивицы ходили пешком. А это около восьми километров. Уроки начинались в девять утра, — рассказала Мандрикова. — В 7:40 школьники собирались всей улицей и шли на занятия».
В образовательном учреждении было много учеников, практически каждый класс имел несколько параллелей. В начале 70-х годов в Соколовке начали строительство новой десятилетней школы. Сельские жители с нетерпением ждали, когда здание введут в эксплуатацию, но в то же время у родителей, да и у самих учеников присутствовали некоторые сомнения: закончится ли строительство, станет ли школа общеобразовательной. Хотя учителя агитировали выпускников продолжить учёбу в 9–10-х классах.
«Большинство моих одноклассников остались, часть поступили в вузы и ссузы. 7 сентября 1973 года прошло торжественное открытие школы. На линейке я выступала со словами благодарности за то, что нам построили просторное, современное по тем меркам учебное учреждение. На территории мы посадили берёзки, которые и сейчас растут возле школы. Я их считаю своими», — продолжила Тамара Мандрикова
С возрастом её заветная мечта только усиливалась. Сначала были мысли стать учителем начальных классов, но потом она выбрала другое направление.
«Главную роль в выборе профессии, конечно, сыграли учителя. Учитель начальных классов Сергей Иванович Куприев, учитель биологии Василий Назарович Гупалов, наш классный руководитель Николай Герасимович Овчаров, молодой преподаватель физкультуры Анатолий Петрович Босов — именно они заложили во мне основы любви к нелёгкому труду педагога, к ученикам, стали образцом мастерства», — добавила собеседница.
Окончив школу, Тамара Петровна поехала поступать в Белгородский пединститут на учителя биологии. Но попытка не увенчалась успехом — для зачисления не хватило всего лишь одного балла.
С четвёртой попытки по разным семейным и производственным обстоятельствам она стала студенткой вуза, сдав на хорошо и отлично вступительные экзамены. Мандрикова поступила на заочное отделение, так как уже работала в школе лаборантом. В 1982 году на пенсию ушёл учитель биологии Василий Гупалов и Тамару Мандрикову назначили на его место.
На уроках она применяла различные творческие подходы, находила общий язык с детьми, использовала необычные способы подачи учебного материала, чтобы заинтересовать школьников, научить их любить и понимать её предмет.
«Учительский труд — это не только знания, которые ты даёшь детям, это терпение, взаимоуважение. Трудностей в работе я не испытывала. Мои ученики во всём мне помогали. У детей я училась любознательности, усердию, мечтам. Школа — это моя жизнь, моя судьба. Я благодарна судьбе за то, что она преподнесла мне такую возможность: работать с детьми, видеть в их глазах радость и счастье», — призналась Мандрикова.
За её плечами 32 года непрерывного педагогического стажа. Четырежды Тамара Петровна была классным руководителем. В 1986 году первые выпускники Мандриковой окончили школу. По стопам Тамары Петровны пошли её ученицы — Татьяна Ткачева и Елена Мандрикова. Они тоже выбрали для себя профессию учителя и сейчас работают в Соколовской школе. Ветеран педагогического труда вспоминает, что это был особенный класс — дружный, сплочённый, активный.
«Они участвовали во всех школьных мероприятиях, готовили концерты. В классе было 12 девочек и четыре мальчика. Нужно подготовить концертную программу. Они мне говорят: „Тамара Петровна, давайте на уроке биологии проведём репетицию. А дома мы обязательно выучим“. Так и было. На следующий день они приходят полностью подготовленные к уроку по новой теме. Владимир Гончаров и Андрей Попов сидели за первой партой. На уроке химии они успевали читать художественную литературу и слушать, что я рассказываю. Вижу, что они отвлеклись, задаю им вопрос, а они правильно на него отвечают», — продолжила вспоминать Мандрикова.
В советской школе была широко развита внеурочная деятельность. Ученики участвовали в спортивных мероприятиях, туристических слётах. Ребята испытали неизгладимые впечатления, переправляясь через препятствия, переходя реку вброд. А вечером после насыщенного дня все собирались у костра.
«На базе школы работал лагерь труда и отдыха. В основном туда ходили девятиклассники. Они ездили в колхоз на прополку, на кошаре помогали стричь овец. По результатам работы давали путёвки на экскурсионные поездки. Учащиеся в сопровождении учителей ездили в Прибалтику. В Каунасе нас поразили улицы, по которым ходили только пешеходы, уличные кафешки, ровные дороги», — рассказала собеседница.
Не раз школьники посещали места боевой славы. Ездили соколовцы в Краснодон, где во время оккупации действовала молодёжная подпольная организация «Молодая гвардия». Немцы жестоко расправлялись с её участниками. 9 февраля 1943 года в лесу под Ровеньками, где размещалась окружная жандармерия, были расстреляны молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семён Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин.
«Мы ездили в лес, где казнили юных партизан. Нам показывали орудия пыток, памятники погибшим. Хотели пообщаться с мамой одного из расстрелянных ребят Еленой Николаевной Кошевой. Она написала биографическую книгу „Повесть о сыне“. К сожалению, тогда по состоянию здоровья она не смогла нас принять», — продолжила корочанка.
Восторженно Тамара Петровна вспоминает время, когда она была пионервожатой. Ребят семи-восьми лет принимали в октябрята. Они проявляли свою первую общественную активность, строили планы на будущее и мечтали стать пионерами. Товарищи постарше делились на отряды, объединённые в дружины. У них были уже полноценные собрания и даже съезды, на которые делегировались лучшие из лучших. Комсомольцы были передовой молодёжью.
В 2014 году Тамара Петровна ушла на заслуженный отдых. После стольких лет, посвящённых школе, покидать родные стены второго дома, с которым связана вся жизнь, самые яркие и запоминающиеся мгновения, было тяжело. Для ветерана педагогического труда школа была и остаётся особым миром, в котором каждый день не похож на предыдущий. Здесь жизнь бьёт ключом, а светлые и радостные улыбки детей заставляют двигаться вперед.
Тамара Петровна — позитивный человек, которого волнует жизнь родного села, она никогда не остаётся равнодушной к чужой беде. Теперь свою неиссякаемую энергию она направила в другое русло. Летом каждую свободную минуту проводит на своём приусадебном участке, где выращивает цветы. Активистка участвует в художественной самодеятельности в Соколовском доме культуры. Много времени Тамара Петровна посвящает семье. Муж, дети, внуки, правнук — это самое главное и дорогое, что есть у неё. На сегодняшний день у героини нашего повествования есть только одно желание: чтобы у них всё было хорошо.