Радость Дня знаний для родителей и школьников уже на следующий день сменяется обычными школьными буднями, которые состоят из учебных занятий и подготовки к ним. И если уроками занимаются учителя, то ответственность за выполнение домашнего задания ложится на плечи ребёнка и его родителей. Нередко этот процесс становится большим испытанием для всей семьи. В чём причина непростого поведения учеников? Как заинтересовать ребёнка учёбой? Как должны вести себя родители в такой ситуации?
С этими и другими вопросами поможет разобраться медицинский психолог Корочанской центральной районной больницы Мария Чуйкова. Молодой специалист много лет работает с подростковыми проблемами. Она абсолютно уверена, что любую детскую проблему легче устранить на раннем этапе. Помощь в борьбе со стрессом, преодоление детских фобий, выстраивание контактов между другими детьми и родителями, развитие мышления, общая оценка состояния ребёнка, школьные события — всё чаще именно эти вопросы звучат в кабинете Марии Александровны.
«Нежелание ребёнка учиться приводит к ежедневным крикам, скандалам, упрёкам. Выполненное домашнее задание иногда достаётся дорогой ценой: ребёнок в слезах, злость родителей переходит в чувство вины за то, что они обидели своё чадо. И так почти каждый день. Ситуация неприятная. Здесь важно найти первоисточник, потому что такой протест — это последствия», — поясняет Мария Александровна.
Поводов для такого поведения у школьников предостаточно. Это могут быть проблемы в школьной среде, конфликты и недопонимание с учителями или одноклассниками, неблагоприятная обстановка в семье, переезд, перенесённая болезнь. На фоне этих причин снижается успеваемость, ребёнок опускает руки, теряет веру в себя и в итоге отказывается учиться.
«Важно с самого начала следить за адаптацией к школе, особенно в первом и пятом классах. Это наиболее сложные периоды для детей, когда меняется режим дня, увеличивается нагрузка, появляются новые учителя. В этот период не надо пугать школой или просто говорить: «Ты должен учиться». Лучше будущего первоклассника подготавливать к учёбе заранее, рассказывая ему интересные истории из собственного опыта школьной жизни, объяснять, что школа — это хорошо, интересно, там могут появиться замечательные друзья, а образование даст возможность устроиться в дальнейшем на желаемую работу», — рассказывает психолог.
В младших и средних классах для детей важна поддержка родителей. Она поможет сгладить сложный процесс привыкания и легче его перенести.
Адаптация может длиться от нескольких дней до трёх месяцев. Если за это время ребёнок недостаточно освоился в школе — это повод обратиться к педагогу-психологу, в чью компетенцию входит помощь в адаптации.
Мария Александровна отмечает, что многие дети боятся получить плохую оценку или совершить ошибку в школе. В этом случае родители должны объяснить ребёнку, что ошибки дают определённый опыт, вспоминая о котором ребёнок прилагает больше усилий, которые в дальнейшем помогают добиться успеха.
«Ребёнку можно сказать: «Не получилось, попробуй ещё раз, сделай по‑другому! В итоге ты найдёшь решение!» А если взрослые будут ругать за плохие оценки, то они могут отбить желание ходить в школу», — рассказывает Мария Александровна.
Дорогие подарки, денежное вознаграждение — не лучший способ заинтересовать детей учёбой. Конечно, первое время ребёнок будет стараться, чтобы получить заветную игрушку или деньги, но со временем метод перестанет работать.
Не стоит забывать о нагрузке ребёнка. Современная программа и так слишком обширная, а дополнительные занятия у репетиторов, развивающие творческие и спортивные кружки приведут к переутомлению. Жизнь ребёнка не должна ограничиваться одной учёбой. Кроме неё у детей должно быть время для общения с друзьями, хобби, прогулок. После восстановления моральных и умственных сил, он с большим удовольствием примется за уроки.
Родители — это пример. И если они хотят, чтобы чадо развивалось, например, читало книги вместо того, чтобы бездельничать, взрослые должны сами так делать.
«Ребёнок должен видеть реальный пример! Ежедневный сёрфинг мамы в телефоне или игры папы за компьютером вряд ли замотивируют читать. Родителям нужно слышать своего ребёнка и по возможности помогать, например, с выполнением домашнего задания или объяснять непонятные темы уроков. Если взрослые заметили что‑то необычное в поведении малыша, а именно, регулярное плохое настроение, ухудшились оценки, то необходимо постараться разобраться в причине происходящего. Только близкие люди могут дать ребёнку веру в собственные силы и помочь ему преодолеть любую сложную ситуацию», — подвела итог Мария Чуйкова.